Пенсионная реформа

 

В 1990 году Постановлением Верховного Совета РСФСР был образован Пенсионный фонд России (ПФР). До его организации выплата пенсий осуществлялась непосредственно из государственного бюджета.

До 2002 года в России существовала распределительная пенсионная система. Пенсии старшим поколениям выплачивались за счет того, что с доходов работающих граждан удерживалась определенная часть. С началом реформы ПФР стал сам собирать пенсионные взносы и выплачивать пенсии.

Государство ввело отдельные платежи в ПФР — «страховые взносы» — по ставке 28% от начисленной оплаты труда. Впоследствии эти взносы были включены в состав единого социального налога (ЕСН).

При этом пенсионный возраст, требуемый стаж и сами принципы назначения пенсии оставались сходными с теми, что были установлены в советскую эпоху. Однако в новых условиях система оказалась неэффективной: доходы ПФР росли намного медленнее, чем цены, и индексация пенсий не успевала за инфляцией. Сегодня отношение средней пенсии к средней зарплате («коэффициент замещения») в России составляет не более 40%, тогда как в развитых странах оно достигает 60-80%.

1 января 2002 года была начата пенсионная реформа. При ранее действовавшей пенсионной системе пенсия мало зависела от размера зарплаты и стажа работы, кроме того, с каждым годом демографическая ситуация в стране становилась все более сложной, и для сохранения прежней системы пенсионного обеспечения было бы необходимо либо поднимать порог пенсионного возраста, либо увеличивать размер отчислений работодателей в пенсионный фонд.

Любое из этих решений стало бы неприемлемым, поэтому было начато постепенное реформирование пенсионной системы.

Результатом пенсионной реформы должно стать формирование смешанной распределительно-накопительной пенсионной системы. Такая система позволит, с одной стороны, сохранить гарантии получения пенсий для людей предпенсионного возраста, а с другой стороны, — предоставит больше возможностей для молодых.

С 2010 года ЕСН вновь сменили прямые страховые взносы работодателей в Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования, фонды — Федеральный и территориальные — обязательного медицинского страхования

Основные действия реформы

  • Изменение распределительной системы: пенсия будет больше зависеть от уплаченных пенсионных взносов;
  • Введение накопительного элемента в систему трудовых пенсий;
  • Создание широких возможностей для добровольного накопления пенсий.

Особенности новой системы пенсионного обеспечения

  • При расчете пенсии заработная плата работника учитывается в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Хотя модель расчета остается распределительной, она дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства.
  • Размер пенсии зависит от размера заработной платы.
  • На счетах граждан накапливаются не средства, а обязательства государства перед гражданами. Платежи за работающих поступают в Пенсионный фонд России и фиксируются на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, направляются на выплаты пенсий нынешним пенсионерам.
  • Новым пенсионным законодательством установлены и новые нормы по трудовому стажу. Минимальный стаж для получения трудовой пенсии составляет 5 лет.
  • Основным показателем, который определяет размер пенсии, является сумма на лицевом счете, которая во многом зависит от количества отработанных лет.

Применяется новая схема индексации пенсий. В основе ее — прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. С учетом этих показателей и  прогнозируемых доходов пенсионной системы определятся размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР.

Трудовая пенсия в новой системе состоит из трех компонентов: страховой и накопительной частей и фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии. 

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии (до 01.01.2010 г. базовая часть трудовой пенсии) назначается всем гражданам, имеющим страховой стаж не менее 5 лет. Она одинакова у большинства пенсионеров и может быть увеличена при достижении пенсионером 80 лет либо при наличии у него инвалидности, в случае потери кормильца или при наличии иждивенцев в семье.

Цель введения фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии — обеспечение всем пенсионерам минимальных средств к существованию.

Основные характеристики фиксированного базового размера:

  • Фиксированная величина, не зависящая от размера заработка;
  • Финансирование из федерального бюджета за счет средств страховых взносов;
  • Ежегодная индексация Правительством России в соответствии с ростом заработной платы и уровнем инфляции.

Страховая часть

Страховая часть пенсии непосредственно зависит от размера заработной платы застрахованного лица, т. е. чем выше заработная плата, тем выше страховые платежи, следовательно, выше размер будущей пенсии.

Взносы на финансирование этой части поступают и суммируются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных граждан и представляют собой пенсионные обязательства государства перед ними. Поступившие средства идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом, на личных страховых счетах происходит накопление не самих средств, а обязательств государства перед гражданином.

Накопленный объем полученных прав индексируется в том же темпе и в те же периоды, что и фиксированный базовый размер  трудовой пенсии. Информацию о размере страховой части индивидуального лицевого счета ПФР доводит до сведения застрахованных граждан ежегодно.

Основные характеристики страховой части пенсии:

  • Формирование за счет страховых взносов работодателя;
  • Учет в общей условно-накопительной части индивидуального лицевого счета работника в ПФР;
  • Индексация в соответствии с ростом заработной платы и уровнем инфляции;
  • Расчет по формуле: «Страховая часть ежемесячной пенсии = „условные“ накопления / 228 месяцев».

Накопительная часть

Накопительная часть пенсии с 2005 года выделяется только для граждан, родившихся в 1967 году и позднее. В период с 2002 по 2004 года накопительная часть пенсии формировалась также у мужчин 1953-1966 год рождения и женщин 1957-1966 год рождения, но с 2005 года она не пополняется.

Взносы на финансирование данной части трудовой пенсии не расходуются на выплату текущих пенсий, а инвестируются для получения дополнительного дохода в пользу будущего пенсионера.

Средства, поступающие от работодателя, и доход, полученный от их инвестирования, учитываются Пенсионным фондом в специальной части индивидуального лицевого счета отдельно от пенсионных взносов, перечисленных на страховую часть трудовой пенсии.

Начиная с 2003 года граждане, имеющие в составе лицевого пенсионного счета специальную накопительную часть, ежегодно информируются Пенсионным фондом России о размере пенсионных накоплений и могут выбирать, кому доверить управление накопительной частью пенсии.

Застрахованным лицам законодательно предоставлено право выбора:

  • формировать накопительную часть трудовой пенсии в Пенсионном фонде РФ и при этом выбирать управляющую компанию из числа компаний, с которыми ПФР заключил договоры доверительного управления;
  • формировать накопительную часть трудовой пенсии в Пенсионном фонде РФ и отказаться от выбора управляющей компании; в этом случае инвестирование пенсионных накоплений гражданина будет осуществляться государственной управляющей компанией (ГУК).Инвестирование пенсионных накоплений ГУК по выбору застрахованных лиц осуществляется в один из двух возможных инвестиционных портфелей:- портфель государственных ценных бумаг (формируется из облигаций Российской Федерации, корпоративных облигаций российских эмитентов, гарантированных государством, денежных средств в рублях и иностранной валюте на счетах в кредитных организациях); 

    - расширенный инвестиционный портфель (формируется из облигаций Российской Федерации, облигаций субъектов Российской Федерации, корпоративных облигаций российский эмитентов, денежных средств в рублях и иностранной валюте на счетах в кредитных организациях, депозитов в рублях и иностранной валюте в кредитных организациях, ипотечных ценных бумаг, облигаций международных финансовых организаций).;
  • отказаться от услуг ПФР и формировать накопительную часть трудовой пенсии в негосударственном пенсионном фонде (НПФ);
  • отказаться от услуг НПФ и перевести формирование накопительной части трудовой пенсии обратно в ПФР.

Право выбора управляющей компании, а с 2004 года и негосударственного пенсионного фонда застрахованное лицо может реализовывать ежегодно не позднее 31 декабря.

Инвестирование денежных средств с накопительных счетов строго контролируется законодательством и ограничивает доли вложения в определенные активы, а также в зарубежные инвестиции.

Основные характеристики накопительной части пенсии

  • Формирование за счет страховых взносов работодателей, а также за счет дохода от инвестирования этих взносов;
  • Возможность формирования как в ПФР, так и в НПФ;
  • В ПФР — учет в специальной части индивидуального лицевого счета работника, в НПФ — учет на индивидуальных пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии;
  • Необходимость инвестирования через государственную или негосударственную управляющую компанию;
  • Наследование родственниками работника в случае его смерти до выхода на пенсию.

Рейтинги надежности негосударственных пенсионных фондов
Алмазная осень A
Атомгарант A+
Благосостояние A++
Большой пенсионный фонд A
Газфонд A++
КИТ Финанс НПФ A+
ЛУКойл-Гарант A++
Национальный НПФ A+
Нефтегарант A
НПФ ВТБ Пенсионный фонд A+
НПФ Райффайзен A+
НПФ Сбербанка A++
НПФ Сургутнефтегаз A++
НПФ Транснефть A++
НПФ электроэнергетики A++
НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ» A
НПФ «ОПФ» A
НПФ «СберФонд РЕСО» A
НПФ «Телеком-Союз» A++
НПФ «УРАЛСИБ» A
Оренбургский НПФ «Доверие» A
Первый национальный ПФ A
Промагрофонд A+
Ренессанс Жизнь и Пенсии A+
СтальФонд A+
ТНК-Владимир A+
Ханты-Мансийский НПФ A
Rambler's Top100 Google+ Блог основателя проекта