Пенсионная формула: к точке невозврата

21.11.2013

ИНТЕРФАКС-АФИ - Госдума на заседании во вторник приняла в первом чтении правительственные законопроекты о новом порядке формирования пенсионных прав граждан и назначения пенсии.

 

В частности, приняты законопроекты "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии", "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии".

 

Формула

 

В соответствии с законопроектом "О страховых пенсиях" с 1 января 2015 года в России предполагается ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения страховой пенсии.

 

Документом устанавливаются три вида страховых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

 

Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются достижение возраста 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин, наличие страхового стажа не менее 15 лет (минимальный стаж уплаты страховых взносов), наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента (баллов) не менее 30.

 

При этом в документе содержатся переходные положения, по которым величина стажа в 2015 году должна быть не менее 6 лет, далее с каждым годом это требование увеличивается на один год, и с 2024 года величина должна составлять 15 лет.

 

С 1 января 2015 года величина индивидуального пенсионного коэффициента установлена в размере 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения 30.

 

К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата, рассчитываемая по аналогии с фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии в соответствии с действующим законодательством. Фиксированная выплата - обеспечение лиц, имеющих право на страховую пенсию, устанавливаемое к страховой пенсии в фиксированном размере. При установлении фиксированной выплаты для работающих пенсионеров, выбравших назначение пенсии позднее возникновения права на нее, применяются повышающие коэффициенты размера фиксированной выплаты, исходя из количества месяцев, которые проработал пенсионер.

 

Формула размера страховой пенсии представляет собой произведение индивидуального пенсионного коэффициента и стоимости одного пенсионного коэффициента в году назначения страховой пенсии по старости.

 

В свою очередь величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по отдельной формуле. Она складывается из суммы индивидуальных коэффициентов за периоды до 1 января 2015 года и после 1 января 2015 года (для них предусматриваются отдельные формулы), умноженной на повышающий коэффициент, рассчитываемый для работающих пенсионеров (зависит от числа месяцев работы на пенсии).

 

Стоимость пенсионного коэффициента в году должна ежегодно до 1 апреля устанавливаться правительством РФ. Расчет и размер такого коэффициента будут включаться в состав документов, представляемых с проектом бюджета Пенсионного фонда России (ПФР).

 

Порядок расчета страховых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца будет аналогичным действующему порядку с учетом введения индивидуального пенсионного коэффициента взамен расчетного пенсионного капитала.

 

Кроме того, с 1 января 2015 года будет осуществлен перевод пенсионеров, получающих трудовые пенсии по старости, на новый порядок исчисления их размеров путем определения расчетного размера страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 года. Расчетный размер будет определяться в соответствии с федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

 

При этом в законопроекте прописано, что если при таком перерасчете размер страховой пенсии по старости не достигает размера, который пенсионер получает, то ему выплачивается пенсия в этом же, то есть более высоком, размере.

 

Индексация пенсий

 

Механизм индексации пенсий в рамках новой формулы остается прежним. Как и в действующей пенсионной модели, пенсионные выплаты будут увеличиваться два раза в год - сначала с учетом инфляции, затем с учетом уровня доходов ПФР. Страховые пенсии будут ежегодно корректироваться с 1 февраля - на индекс роста потребительских цен за прошедший год, с 1 апреля - в связи с изменением стоимости пенсионного коэффициента, расчет и размер которого ежегодно включаются в документы вместе с проектом бюджета ПФР.

 

Также законопроектом определен порядок ежегодной индексации фиксированной выплаты к страховой пенсии. С 1 февраля она повышается на уровень роста потребительских цена за прошедший год, правительство РФ также вправе принять решение о дополнительном увеличении с 1 февраля с учетом роста доходов ПФР.

 

Коэффициент дополнительного увеличения будет определяться кабинетом министров.

 

Накопления

 

Пакетом законопроектов накопительная часть пенсии выводится из состава страховой и будет самостоятельной.

 

Согласно законопроекту "О накопительной пенсии" исчисление размера накопительной пенсии будет производиться так же, как в настоящее время производится расчет накопительной части трудовой пенсии - сумма пенсионных накоплений делится на количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии.

 

При назначении накопительной пенсии в более позднем возрасте ожидаемый период выплаты сокращается на 12 месяцев за каждый полный год, который человек проработал, будучи на пенсии.

 

НПФ

 

Кроме того Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, которым предлагается ужесточить требования к деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФ).

 

Документом повышаются требования к величине денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда и обязанности фонда ее поддерживать. Так, величина с 1 января 2015 года должна составлять не менее 60 млн рублей, с 1 января 2018 года - не менее 80 млн рублей, с 1 января 2021 года - не менее 100 млн рублей. Последний раз эта величина повышалась до 50 млн рублей с 1 июля 2009 года.

 

При этом для фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию (ОПС), величина с 1 января 2015 года должна составлять не менее 120 млн рублей, с 1 января 2018 года - 150 млн рублей, с 1 января 2021 года - не менее 200 млн рублей.

 

Кроме того, Банк России установит порядок и требования к активам НПФ.

 

Законопроект предусматривает ряд требований к руководителям НПФ и порядок контроля деятельности фондов.

 

Изменения также касаются управления пенсионными резервами и инвестирования средств пенсионных накоплений. Так, прописывается, что фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, не вправе самостоятельно инвестировать средства пенсионных накоплений.

 

Кроме того, управляющие компании теперь будут нести установленную законом и договором доверительного управления средствами пенсионных накоплений ответственность за "надлежащее" управление переданными средствами. В настоящее время УК отвечает за "сохранность" этих средств.

 

Документ также содержит норму, по которой в состав пенсионных накоплений будут включаться средства резерва фонда по обязательному пенсионному страхованию.

 

Документ вступит в силу с 1 января 2014 года.

 

Депутаты также приняли в первом чтении законопроект "О внесении изменений в федеральные законы "О негосударственных пенсионных фондах" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".

 

Документом изменяются ограничения при смене страховщика по ОПС. Возвращаются ранее действовавшие нормы, ограничивающие смену страховщика за пять лет до назначения пенсии. Предусматривается также переход от ежегодного выбора страховщика или инвестиционного портфеля управляющей компании к выбору один раз в пять лет.

 

В пояснительной записке к документу говорится, что эти меры обусловлены тем, что действующая ежегодная возможность смены страховщика не позволяет фондам и управляющим компаниям полноценно формировать долгосрочные инвестиционные стратегии. Авторы документа отмечают, что поправки позволят получать более высокий доход от инвестирования накоплений.

 

Кроме того в первом чтении приняты правительственные законопроекты, касающиеся гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного накопительного страхования, установлении и осуществлении выплат за счет пенсионных накоплений.

 

Документами предлагается создать двухуровневую систему гарантирования прав застрахованных лиц, включающую резервы по обязательному пенсионному страхованию (ОПС), создаваемые каждым страховщиком по ОПС, а также общенациональный фонд гарантирования накоплений, объединяющий всех страховщиков по ОПС.

 

Основные положения законопроектов вступят в силу с 1 января 2014 года.

 

Поправки также вносят изменения в Уголовный кодекс РФ. Он дополняется новой статьей, устанавливающей ответственность за составление и предоставление недостоверных учетных и отчетных документов финансовой организацией. Для должностных лиц предусматривается штраф в размере от 300 тыс. рублей до 700 тыс. рублей либо ограничение свободы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 4 лет со штрафом в размере до 500 тыс. рублей.

 

Эти нормы будут касаться кредитных, страховых организаций, профучастников, НПФ, управляющих компаний инвестфондов, паевых инвестфондов, клиринговых организаций, товарных и валютных бирж, кредитных потребительских кооперативов.

 

Под должностными лицами понимаются руководитель, а также лица, в должностные обязанности которых входит ведение бухучета, составление и предоставление бухгалтерской и иной отчетности, а также оформление учетных документов о сделках.

 

 
Интерфакс

Рейтинги надежности негосударственных пенсионных фондов
Алмазная осень A
Атомгарант A+
Благосостояние A++
Большой пенсионный фонд A
Газфонд A++
КИТ Финанс НПФ A+
ЛУКойл-Гарант A++
Национальный НПФ A+
Нефтегарант A
НПФ ВТБ Пенсионный фонд A+
НПФ Райффайзен A+
НПФ Сбербанка A++
НПФ Сургутнефтегаз A++
НПФ Транснефть A++
НПФ электроэнергетики A++
НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ» A
НПФ «ОПФ» A
НПФ «СберФонд РЕСО» A
НПФ «Телеком-Союз» A++
НПФ «УРАЛСИБ» A
Оренбургский НПФ «Доверие» A
Первый национальный ПФ A
Промагрофонд A+
Ренессанс Жизнь и Пенсии A+
СтальФонд A+
ТНК-Владимир A+
Ханты-Мансийский НПФ A
Rambler's Top100 Google+ Блог основателя проекта