Исполнительный директор НПФ "Сургутнефтегаз" Р.Габдулхаков: "Маневры государства свели на нет предсказуемость в пенсионном деле"

29.10.2013

 

Российской пенсионной системе грозит очередная реформа. Наряду с определением того, каким образом будет складываться пенсия населения, федеральное правительство решило навести порядок в негосударственных пенсионных фондах (НПФ). Для этого Центральный банк в 2014 году должен провести анализ их финансовой состоятельности, фонды в свою очередь будут обязаны провести акционирование и вступить в систему страхования пенсионных накоплений. До этого момента новые пенсионные отчисления по обязательному пенсионному страхованию, которые должны поступить в НПФ в 2014-2015 годах, будут "заморожены". Как реформа отразится на деятельности НПФ, ждет ли часть фондов ликвидация, и что будет делать в этой ситуации НПФ "Сургутнефтегаз", входящий в топ-20 НПФ по объему пенсионных резервов, рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Урал" исполнительный директор фонда Руслан Габдулхаков.

 

 

- Как вы в целом относитесь к предстоящей реформе функционирования негосударственных пенсионных фондов, которая, в том числе, предполагает обязательное акционирование всех НПФ и прохождение ими проверки со стороны Центрального банка? Какой эффект окажет реформа на пенсионный рынок?

 

 

- Пенсионная отрасль как инвестиционная сфера предполагает два ключевых фактора развития: первый - это установление базовых концептуальных основ функционирования на долгие годы вперед, второй - наличие "дорожной карты", в рамках которой происходят изменения и улучшения в отрасли. Это важно, потому что нормальный период накопления человеком пенсионного капитала составляет несколько десятилетий. Сегодня негосударственный пенсионный фонд, получая средства от будущих пенсионеров и работодателей, принимает на себя ответственность по выплате пенсий, которая может наступить и через год и через лет 30. В рамках этой задачи формируется инвестиционная программа и источники для нормальной устойчивой работы фонда.

 

 

По моему мнению, идея некоммерческой формы негосударственных пенсионных фондов не так уж и плоха. По крайней мере, она понятна для обычного человека. Ведь в отличие от банков и страховых компаний перед фондами не ставится задача максимизация прибыли для распределения акционерам. В рамках этой идеи в Ханты-Мансийском автономном округе формировалось общественное сознание.

 

 

С 2004 года НПФ было разрешено принимать пенсионные накопления населения в управление. Прошло 8 лет, и тут за три месяца до конца года государство вдруг заявляет о том, что НПФ нельзя доверять, что они плохо управляют средствами. При этом буквально за месяц до этого шла прямо противоположная реклама - государство призывало занимать активную позицию, выбирать накопительную часть, переводить ее в НПФ, участвовать в программе государственного софинансирования. И люди поверили и пошли в фонды.

 

 

Информация о том, что средства пенсионных накоплений будут государством как-то "заморожены", постепенно проникает в сознание населения. Куда будут направлены эти средства, пока неясно. В связи с этим у людей возникает вопрос: почему это так резко происходит? Вопрос пенсионной реформы в таком виде чрезвычайно болезненный, в первую очередь, для клиентов НПФ. Таким образом, под сомнение поставлено доверие и к фондам и к государству. Та идея, о которой я говорил выше, о понятности и предсказуемости деятельности НПФ, этим шагом государства оказывается перечеркнутой. Главное в пенсионном деле - предсказуемость, то есть выстраивание системы управления демографическими и финансовыми рисками, но маневры государства свели его на нет.

 

 

Конечно, проверять НПФ надо. Это финансовый и социальный институт, а значит, ответственность перед обществом колоссальная. По моему мнению, существующая система контроля за инвестированием НПФ сегодня достаточно жесткая и вполне работоспособная. Так, размещение накоплений поручено ограниченному кругу УК и отделено от НПФ. Пенсионные накопления можно вкладывать только в те активы, которые разрешило государство. Специальные депозитарии ежедневно контролируют соблюдение законодательства фондами. Признаюсь честно, по пальцам можно пересчитать те случаи, когда ФСФР наказывал УК и НПФ за несоответствующие размещения. Неужели все так плохо? Ведь сейчас получается, что если НПФ не акционируется и не войдет в систему страхования, то ему не доверят "замороженные" средства, а в потенциале запретят работать и с добровольными взносами. Почему нельзя сделать что-то одно? Если фонд, например, вошел в систему страхования вкладов, то есть он доказал свою адекватность требованиям надежности, почему коммерческая форма организации должна быть обязательной?

 

 

Сегодня ситуация с пенсионной реформой выглядит как в известной басне про лебедя, рака и щуку: министр финансов выступает с одним предложением, министр экономики предлагает второй вариант, другой федеральный чиновник говорит о третьей альтернативе. Сейчас информационный фон такой, что фондам впору отключать телефоны от звонков людей. Все в подвешенном состоянии. Мне представляется, что государству надо быстрее определяться с выбором тактики.

 

 

 

 

- А что будет делать НПФ "Сургутнефтегаз"?

 

 

- Как бы пафосно это не звучало, НПФ "Сургутнефтегаз" будет отстаивать интересы своих клиентов, то есть нынешних и будущих пенсионеров. НПФ "Сургутнефтегаз" был создан ОАО "Сургутнефтегаз" как фонд, который должен осуществлять дополнительные пенсионные выплаты бывшим работникам нефтяной компании. Также фонд заключил подобные договоры с 20 другими организациям, поверившими в нашу надежность и профессионализм. То есть работодатели из своей прибыли делают взносы за работников, и мы пожизненно или срочно выплачиваем им пенсию. Для фонда обслуживание негосударственных пенсий является приоритетом, так же как и для ряда других крупнейших фондов, таких как "Газфонд", "Благосостояние", "Нефтегарант". Естественно, что фонд сделает все возможное, чтобы интересы людей не пострадали. Поэтому мы обязаны оставаться на этом рынке. Как бы не было обидно за тех людей, которые заключали с нами договоры по обязательному пенсионному страхованию (ОПС), от действий и эффективности фонда здесь уже мало что зависит - государство показало, что может средства "заморозить", а может и "забрать".

 

 

- Ожидаете ли вы ужесточения надзора за НПФ со стороны Центрального банка? Готов ли пенсионный рынок к введению принципов пруденциального надзора?

 

 

- Конечно, мы ожидаем ужесточение надзора со стороны Центрального банка. Контроль Центрального банка за банками - это пример для подражания, это правильно. Но ужесточение надзора должно быть постепенным - шаг за шагом. Внедрить все лучшие практики в один момент физически невозможно. При этом и самому Центральному банку будет крайне трудно переварить весь этот объем информации. На днях Центральный банк отозвал лицензии у двух банков. И ничего экстраординарного в этом нет - рабочий процесс. Понятно, что и среди НПФ будут находиться слабые звенья. При этом надеюсь, что СМИ из этого не будут раздувать панику, делая обобщение обо всей отрасли.

 

 

По поводу принципов введения пруденциального надзора. Смысл пруденциального надзора заключается в переходе от формальных признаков соблюдения требований к изучению самой сути вещи, процесса. Конечно, это полезно. Но поскольку пенсионная отрасль очень чувствительна к имиджевым вопросам, то и формулировки экспертов по поводу недочетов НПФов должны быть взвешены. От квалификации экспертов, которые будут этим заниматься, будет зависеть многое. В рамках Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов мы активно работаем в этом направлении, формируя подходы и принципы оценки фондов. Положительно, что Центральный банк понимает, что для того, чтобы пруденциальный надзор реально заработал, нужно провести серьезную подготовительную работу с экспертным сообществом.

 

 

- Существуют ли риски снижения доходности от инвестирования пенсионных средств после акционирования НПФ и лишения фондов льгот по налогу на прибыль? Как потеря налоговых льгот скажется на деятельности самих фондов?

 

 

- В вашем вопросе уже есть ответ. Очевидно, что если не будет льгот по налогу на прибыль, значит, сумма дохода к распределению будет меньше. Если это произойдет, то это отрицательно скажется на привлекательности добровольного пенсионного накопления в НПФах.

 

 

- Сократится ли количество НПФ в результате реформы пенсионной отрасли? Какой будет основная причина ухода игроков с рынка?

 

 

- Конечно, сократится. Причин вижу две. Первая причина - это просто колоссальный рост организационно-технических требований, свалившихся на фонды в 2012-2013 годах: дополнительный документооборот по персональным данным и 115-ФЗ (так называемый антиотмывочный закон), дополнительные требования по наличию в штате разного рода контролеров, обязательных регламентов и процедур. Теперь еще и МСФО надо будет составлять. Все это очень дорого, и многие фонды это не осилят. Вторая причина - потеря предсказуемости в развитии ОПС. Для большинства фондов вознаграждение за управление накоплениями является существенной частью источника для ведения уставной деятельности. Нынешние новации в законодательстве показывают, что даже если все дополнительные требования выполнить, государство может поменять правила таким образом, что этих доходов у фондов не будет, или они будут в совсем другом размере. По моему мнению, в ближайшие годы о создании новых НПФов можно говорить только в контексте создания клонов существующих НПФ, но уже в виде акционерных фондов с ликвидацией первоначального "старого" фонда.

 

 

- Существуют ли, на ваш взгляд, предпосылки для консолидации пенсионного рынка за счет покупки крупными НПФ более мелких? Рассматривает ли НПФ "Сургутнефтегаз" возможности покупки других фондов?

 

 

- Я думаю, что в ближайшие год-два покупок не будет. Ситуация в отрасли крайне нестабильна. При этом мелкие фонды будут уходить с рынка, а их клиентская база будет перетекать к более крупным фондам.

 

 

- Готов ли НПФ "Сургутнефтегаз" к акционированию? В какие сроки и каким образом может быть акционирован фонд?

 

 

- Пока правила акционирования не утверждены, совет фонда свое мнение по этому поводу не сформировал. При этом очевидно, что НПФ "Сургутнефтегаз" будет продолжать вести корпоративные пенсионные программы. Поэтому, если будет необходимо, то фонд будет акционироваться. И даже, может быть, достаточно быстро, для того, чтобы скорее успокоить людей и вернуть в управление фонду те деньги, которые сейчас хотят "заморозить".

 

 

- Будет ли при принятии решения об акционировании НПФ "Сургутнефтегаз" учитываться вопрос влияния финансовых показателей фонда по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) на консолидированную отчетность материнской компании фонда?

 

 

- Это сложный вопрос, потому что принципы, процедуры распределения акционерного капитала, его налогообложение, заложенные в проекте закона, пока до конца не ясны. Влияние показателей фондов по МСФО будет более значимо для тех будущих материнских компаний, у которых есть большие заимствования. Например, возможно, для ОАО "РЖД" актуарные обязательства НПФ "Благосостояние" будут существенны. Изменятся вполне конкретные показатели, придется менять ковенанты, возможно, будут ухудшены условия предоставления заимствований по ставкам, срокам. При этом я считаю, что в какой-то мере этот вопрос хоть и сложный, но решаемый, потому что МСФО не только в цифрах, но и в описании. Влияние цифр фондов будет описываться для кредиторов, инвесторов. Думаю, что они разберутся, что является дополнительной нагрузкой, а что нет.

 

 

При этом весь рынок отмечает большую заслугу министерства финансов в том, что МСФО для НПФов не были введены в 2013 году. Сегодня 99,9% НПФов не могут представлять отчетность по МСФО, потому что банально нет специалистов, которые это смогут сделать. К тому же консалтинг и аудит кратно дороже, чем по РСБУ. На бухгалтера по российским стандартам бухгалтерской отчетности (РСБУ) учатся 5 лет. Чтобы бухгалтер стал главным, надо как минимум 5-7 лет поработать, может и больше. А МСФО - это иное мировоззрение. За месяц людей не выучить. Думаю, для части фондов МСФО станет непреодолимым препятствием.

 

 

- Владеет ли, в свою очередь, НПФ "Сургутнефтегаз" долей в уставном капитале ОАО "Сургутнефтегаз"? Если да, то какого размера эта доля? Изменялся ли размер доли, принадлежащей НПФ, в последнее время?

 

 

- Эта информация абсолютно открыта, это можно узнать из материалов к любому собранию акционеров ОАО "Сургутнефтегаз".

 

 

- Есть ли у НПФ "Сургутнефтегаз" планы по снижению доли в авиакомпании "ЮТэйр"? Рассматривается ли вариант по продаже части бизнеса?

 

 

- Инвестиционная стратегия фонда включает инвестиции не только на финансовом рынке, но и вложения в реальный сектор. Часть средств мы вкладываем в жилищное строительство на территории ХМАО - решается задача по доходности и улучшается социальная обстановка.

 

 

Мы выбрали авиакомпанию "ЮТэйр" как объект для вложений, потому что это долгосрочный, понятный и важный для страны бизнес. Вертолетная деятельность "ЮТэйр" - это то, без чего ни нефтяная, ни газовая отрасли обойтись не могут. Наш НПФ очень долго оценивал ситуацию, прежде чем купить пакет акций авиакомпании. Мы анализировали оценки крупнейших западных инвестиционных банков, которые заявили, что у "ЮТэйр" есть существенный, кратный потенциал роста капитализации. Оценки доходили до нескольких миллиардов долларов. Сегодня "ЮТэйр" на рынке

Рейтинги надежности негосударственных пенсионных фондов
Алмазная осень A
Атомгарант A+
Благосостояние A++
Большой пенсионный фонд A
Газфонд A++
КИТ Финанс НПФ A+
ЛУКойл-Гарант A++
Национальный НПФ A+
Нефтегарант A
НПФ ВТБ Пенсионный фонд A+
НПФ Райффайзен A+
НПФ Сбербанка A++
НПФ Сургутнефтегаз A++
НПФ Транснефть A++
НПФ электроэнергетики A++
НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ» A
НПФ «ОПФ» A
НПФ «СберФонд РЕСО» A
НПФ «Телеком-Союз» A++
НПФ «УРАЛСИБ» A
Оренбургский НПФ «Доверие» A
Первый национальный ПФ A
Промагрофонд A+
Ренессанс Жизнь и Пенсии A+
СтальФонд A+
ТНК-Владимир A+
Ханты-Мансийский НПФ A
Rambler's Top100 Google+ Блог основателя проекта