Между скрягой и транжирой

24.10.2013

Коробка с документами и материалами проекта федерального бюджета на период на 2014-й и 2015-2016 годы в Доме правительства РФ перед отправкой в Государственную Думу
Коробка с документами и материалами проекта федерального бюджета на период на 2014-й и 2015-2016 годы в Доме правительства РФ перед отправкой в Государственную Думу
Фото: Александр Астафьев / РИА Новости

Необходимость бюджетной экономии, на которой настояли президент России Владимир Путин и Минфин, привела к тому, что федеральные ведомства вынуждены были сократить свои расходы на 5-10 процентов. Тем не менее, по многим программам траты не только не уменьшились, но и существенно возросли. «Лента.ру» внимательно изучила проект бюджета на 2014 год, внесенный правительством в Госдуму, и обнаружила в нем множество интересных цифр: от роста расходов открытой части бюджета на нужды ФСБ сразу на три тысячи процентов до двукратного сокращения трат на Министерство юстиции.

С 2007 года правительство России стало принимать бюджеты не только на следующий год, но и на два последующих года (так называемый, «плановый период»). Реформа должна была повысить качество планирования и степень открытости бюджета — у россиян появилась возможность сравнивать траты, которые правительство прогнозировало пару лет назад, с тем, что на самом деле вышло.

В 2013 году такого рода сравнение особенно актуально: в начале осени Минфин в рамках программы по сокращению издержек призвал все министерства и ведомства на пять-десять процентов снизить расходы в бюджете на 2014 год. Изучив открытые документы (федеральный закон о бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, а также проект федерального бюджета на 2014 год, внесенный в правительство), можно узнать не только то, выполнили ли чиновники требования Минфина, но и то, на каких именно программах они решили сэкономить. Выяснилось, что до пятипроцентного секвестра дело не дошло: если раньше в 2014 году правительство планировало потратить 11,7 триллиона рублей (не считая закрытой части), то теперь сумма составила 11,6 триллиона. Тем не менее, кое-кому пришлось серьезно ужаться, а другие смогли нарастить траты в несколько раз.

Меньше науки, больше спорта

Всего в России о тратах по отдельным статьям отчитываются 110 ведомств. У 55 из них траты уменьшились, а у 54 — увеличились. У одного ведомства — Службы внешней разведки — бюджетные траты в открытой части никак не изменились: как было 40,4 тысячи рублей (!) на всю службу, так и осталось. Эти деньги СВР платит в качестве компенсации сотрудникам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС.

Лидером по сокращению расходов стала Федеральная служба по финансовым рынкам. Это объясняется просто: с сентября 2013 года ФСФР просто-напросто перестала существовать, поэтому и расходов на нее в 2014 году не будет никаких. Все функции ФСФР перешли к ЦБ, который из бюджета ничего не тратит. Таким образом, бюджет сэкономил 1,8 миллиарда рублей — именно столько прежде планировалось потратить на службу.

 

Ведомства — лидеры по сокращению трат
Ведомство План 2012 года (млрд рублей) Обновленный план (млрд рублей) Изменения
ФСФР 1,8 0 -100%
Рослесхоз 31,1 7,4 -76,3%
Минюст 12,8 5,6 -56,1%
Госстрой 1,8 0,8 -55%
Росграница 10,3 4,8 -53,3%
Россвязь 20 10,1 -49,4%

Следом за ФСФР идут четыре ведомства, которым расходы по сравнению с планом пришлось урезать более чем вдвое: Рослесхоз, Министерство юстиции, Федеральное агентство специального строительства и Федеральное агентство по обустройству границы. Впрочем, в абсолютных цифрах из указанных ведомств в пятерку «самых экономных» входят только Рослесхоз и Россвязь — первому пришлось уменьшить расходы почти на 24 миллиарда рублей, второму — почти на 10. С чем именно связано такое сокращение, будет понятно из анализа программ и подпрограмм ниже в нашем тексте, пока же отметим, что большая часть из них проходит по статье «Национальная экономика».

Значительно сократятся расходы культурных и научных ведомств. Так, у Российской академии художеств траты уменьшились на 34 процента, у Росархива — на 16 процентов. Даже могущественная РАН вынуждена будет сэкономить более трех процентов от общих трат, причем по статье «здравоохранение» — сразу 31 процент.

При анализе программ и подпрограмм иногда обнаруживаются совершенно удивительные вещи. Так, выяснилось, что по сравнению с планом в семь раз подняты компенсации за причинение вреда здоровью призывников. В целом на эти цели за год будет выделено более 18 миллиардов рублей. Учитывая, что за год (два призыва) в армию набирается около 300 тысяч человек, получается, что на каждого призывника по этой программе выделяется около 60 тысяч рублей!

С другой стороны сводной таблицы российских ведомств — ФСБ, расходы которой увеличились более чем на три тысячи процентов. Резкий рост связан не с угрозами госбезопасности и необходимостью бороться с ними, а с тем, что Минфин распределил военные пенсии по ведомствам — по статье «социальная политика» расходы ФСБ выросли аж на 5836 процентов. Сходный рост наблюдается у всех структур, выплачивающих «профильные» пенсии. Так, у Генпрокуратуры статья «социальная политика» распухла на 5,6 тысячи процентов, у ФСКН — на две тысячи процентов, у ФСИН — сразу на 6,9 тысячи процентов. Всего ведомств, у которых замечены подобные аномалии, — около десяти, в том числе и такое редко появляющееся в прессе ведомство, как Федеральное медико-биологическое агентство. Почему Минфин не распределил пенсии еще в 2012 году, непонятно.

Резко увеличились затраты правительства не только на секретные статьи (в них, например, встречается удивительное: по подразделу «дошкольное образование» в секретную часть отправляется более шести процентов трат, а по подразделу «массовый спорт» — почти 10 процентов; целых 600 тысяч рублей секретных расходов есть и у подраздела «Охрана семьи и детства»), но и на те ведомства, которые правительство считает «профильными». Так, Министерство по развитию Дальнего Востока получит в два раза больше денег, чем планировалось ранее — экономика региона никак не запускается без бюджетных вливаний, поэтому профильную ФЦП, намеченную к закрытию в 2013 году, продлили до 2018-го. Почти в два раза увеличатся и расходы на Министерство спорта — в «олимпийский» год на ведомстве, которое возглавляет Виталий Мутко, решили не экономить.

 

Ведомства — лидеры по росту трат
Ведомство План 2012 года (млрд рублей) Обновленный план (млрд рублей) Изменения
ФСБ 1,5 46,7 3083%
ФСТЭК 0,03 0,1 258%
Министерство Дальнего Востока 0,3 0,6 126%
Росжелдор 48 109 126%
Минтруда 53 120 124%
Минспорта 33,8 66,9 98%

Если одни министерства смогли выбить себе гораздо больше средств, чем планировалось изначально, то другим волей-неволей пришлось выполнять указания Минфина. Ровно на пять процентов свои расходы не сократил никто (ближе всех к этому подошли Минздрав, Счетная палата и несколько федеральных агентств), но зато в отдельных статьях бюджета «рука Минфина» очень хорошо видна. Так, десятки ведомств урезали расходы на «социальную политику» аккурат на пять процентов — судя по точности, это делалось на бумаге, без учета реальных трат. Еще 14 ведомств ровно на пять процентов сократили траты на ЖКХ, кто-то решился на «бумажное» урезание по статье «национальная оборона» (Роскосмос и Федеральное агентство воздушного транспорта), по паре ведомств — по «национальной экономике» и СМИ. Профильное ведомство, Минсвязи, на СМИ потратит на 70 процентов меньше плана, но это может в какой-то мере объясняться, например, тем, что по этой статье растут расходы закрытой части бюджета.

Наиболее интересное с точки зрения перераспределения расходов ведомство — Минфин. В новом бюджете у министерства оказалось на 20 процентов меньше средств, что в абсолютных цифрах составило более триллиона рублей. По части разделов («Национальная оборона», «Национальная безопасность») траты Минфина сократились более чем на 90 процентов — скорее всего, это связано с тем, что деньги были перераспределены между профильными ведомствами. По другим разделам, в первую очередь по «национальной экономике», расходы у Минфина увеличились в несколько раз.

Дмитрий Медведев и Антон Силуанов
Дмитрий Медведев и Антон Силуанов
Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ
 

Госпрограммы

Подпрограммы и ФЦП, урезанные ровно на пять процентов: 
«Русский язык на 2011-2015 годы» 
«Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2014 годы)» 
ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма (2011-2018 годы)» 
«Станкоинструментальная промышленность» 
«Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на период до 2020 года» 
«Обеспечение исполнения "Росатомом" государственных заданий и функций в области государственного управления использованием атомной энергии» 
«Транспортное обеспечение Олимпийских игр 2014 года и XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в городе Казани» 
«Развитие мясного скотоводства» 
«Поддержка малых форм хозяйствования» 
«Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» 
«Развитие использования возобновляемых источников энергии» 
«Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» 
«Содействие повышению качества управления региональными и муниципальными финансами» 
«Создание и развитие государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"».

Из общей суммы расходов правительства почти в 14 триллионов рублей более восьми триллионов распределяется в рамках госпрограмм. Всего этих программ 39, в закрытой части бюджета делится более 860 миллиардов рублей. Самая маленькая — программа по обеспечению государственной безопасности (в открытой части — 2,3 миллиарда рублей), самые большие — по социальной поддержке граждан (более триллиона) и по обеспечению общественного порядка (более 900 миллиардов).

Следы потенциального секвестра в госпрограммах найти сложнее, чем в разбивке расходов по ведомствам — «бумажных» пятипроцентных списаний в них почти нет (об исключениях см. врез). Наоборот, более чем в три раза выросли расходы на программу по развитию промышленности, а также по региональному развитию. По последней траты особенно любопытны: программа (.файл pdf ) принята до 2020 года, всего по ней изначально планировалось потратить 154 миллиарда рублей, причем в 2014-м — только 18,9 миллиарда. Новым решением правительства траты увеличены до 47 миллиардов, то есть почти до трети от общей сметы. В 2015-2016 годах траты запланированы приблизительно на том же уровне. Как сказано в пояснительной записке к бюджету, переформатирование программы вызвано тем, что в нее вошли траты из других программ.

Что касается развития промышленности, то правительство как раз надеется, что именно эта госпрограмма поможет перезапустить стагнирующую экономику. В ее рамках будут выделены дополнительные средства ВЭБу, предоставлены субсидии нескольким отраслям промышленности, а подпрограмма «Автомобильная промышленность» увеличивается на порядок, почти до ста миллиардов рублей (две трети от всей госпрограммы).

Из анализа трат на физическую культуру и спорт видно, что увеличение расходов профильного министерства связано вовсе не с Олимпиадой. Сразу на 162 процента выросло выделение средств на подготовку к чемпионату мира по футболу 2018 года — почти до 30 миллиардов рублей. Чем ближе чемпионат, тем больше будут госрасходы — всего государство потратит на проект ок

Рейтинги надежности негосударственных пенсионных фондов
Алмазная осень A
Атомгарант A+
Благосостояние A++
Большой пенсионный фонд A
Газфонд A++
КИТ Финанс НПФ A+
ЛУКойл-Гарант A++
Национальный НПФ A+
Нефтегарант A
НПФ ВТБ Пенсионный фонд A+
НПФ Райффайзен A+
НПФ Сбербанка A++
НПФ Сургутнефтегаз A++
НПФ Транснефть A++
НПФ электроэнергетики A++
НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ» A
НПФ «ОПФ» A
НПФ «СберФонд РЕСО» A
НПФ «Телеком-Союз» A++
НПФ «УРАЛСИБ» A
Оренбургский НПФ «Доверие» A
Первый национальный ПФ A
Промагрофонд A+
Ренессанс Жизнь и Пенсии A+
СтальФонд A+
ТНК-Владимир A+
Ханты-Мансийский НПФ A
Rambler's Top100 Google+ Блог основателя проекта