МВФ приказал дольше жить

22.10.2013

МВФ раскритиковал российскую пенсионную реформу. Она приведет только к ослаблению Пенсионного фонда и ухудшит развитие рынков из-за потери капитала пенсионных фондов. Впрочем, эксперты считают, что предложенное МВФ повышение пенсионного возраста проблему бюджетного дефицита ПФР не решит.

«Ожидается, что в долгосрочной перспективе расходы на пенсии и дефицит пенсионного фонда будут увеличиваться относительно размеров ВВП, что будет создавать растущее давление на государственные расходы», — говорится в докладе рабочей группы МВФ по итогам визита в Россию.

Ранее МВФ рекомендовал российскому правительству повысить пенсионный возраст и увеличить минимальную продолжительность стажа, необходимого для получения прав на пенсию. Без этих изменений можно ожидать повышения ежегодных расходов на пенсии к 2030 году примерно на 3% ВВП, считает МВФ.

Однако правительство пошло по другому пути. В частности, оно отказалось от идеи повышения пенсионного возраста. На невозможность применения этой нормы неоднократно указывали российские чиновники. Так, министр труда и соцзащиты Максим Топилин подтвердил в начале октября, что повышения пенсионного возраста не будет.

При этом российское правительство частично выполнило рекомендации МВФ: например, согласно новому порядку формирования пенсионных прав россиян, постепенно будет повышен минимальный стаж, необходимый для получения трудовой пенсии — с 5 до 15 лет. Для тех, кто выйдет на пенсию в 2017 году, он должен быть не менее 7 лет; если выход на пенсию предполагается в 2020 году — 10 лет минимального стажа, в 2025 году — 15 лет. Если не отработать требуемое количество лет, то рассчитывать можно будет только на социальную пенсию. Сейчас она составляет около 6 тыс. руб. Кроме того, новый порядок предполагает стимулирование более позднего выхода на пенсию.

МВФ раскритиковал последние инициативы правительства. Напомним, оно решило с 2014 года на год заморозить прием новых накоплений в НПФ; накопительная часть пенсии клиентов НПФ переводится в Пенсионный фонд России. По оценкам экспертов, в 2013 году дефицит Пенсионного фонда составит около 2 трлн руб. При этом, как рассказал в начале сентября глава ПФР Антон Дроздов, бюджетный дефицит ПФР в 2014 году должен был составить 580 млрд руб. За счет перевода накопительной части пенсии в ПФР в 2014 году бюджетный дефицит уменьшается на 240 млрд руб.

«Каждый переведенный рубль будет уменьшать необходимость в трансфертах из федерального бюджета в размере один к одному. Это «пространство» в рамках бюджета, вероятно, будет заполняться другими расходами в рамках бюджетного правила», — говорится в докладе рабочей группы.

Большинство экспертов последняя инициатива правительства также возмутила. «Меня, как и многих участников рынка, напрягает непредсказуемость изменений. Пенсионная система — это глобальная вещь, которая должна меняться очень планово и должная быть устойчивой, у нас эти изменения валятся друг за другом. Сначала нужно понять, куда мы идем и как мы идем, а на сегодняшний момент я, как и многие, не понимаю, куда мы идем. Сейчас основная проблема — это непредсказуемость изменений в пенсионной системе, и она не дает возможность нормального развития», — говорит гендиректор «ВТБ Управление активами» Наталья Плугарь.

Заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер соглашается с ней. Средства, которые получит правительство сейчас, будут быстро «проедены», и фискальная ситуация вернется к исходному неблагоприятному положению, говорит он.

По мнению Гонтмахера, дефицит ПФР в 3% к 2030 году — это вполне реальная перспектива. При этом рекомендации МВФ не помогут справиться с ним. «Предлагаемое МВФ повышение пенсионного возраста будет очень непопулярной мерой. Да и структурно он не решает основных проблем — старения населения и уменьшения рабочей силы в стране. Думаю, что эффективнее были бы меры по стимулированию демографического бума, которые, конечно, принимаются, но в недостаточной мере», — говорит Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «Финам».

Если цель правительства сейчас во что бы то ни стало сократить пенсионный дефицит, то нужно решаться на очень жесткие меры, считает Гонтмахер. Кроме того, необходимо решить вопрос с финансированием работодателями досрочников. Это позволит немного улучшить ситуацию с дефицитом ПФР.

Сейчас досрочники составляют чуть ли не треть всех выходящих на пенсию. «С этого года повышены тарифные отчисления в ПФР для работодателей, у которых есть эти места, но этого недостаточно», — говорит эксперт.

Однако главное, что надо сделать, по мнению всех опрошенных экспертов, – повысить доверие бизнеса к государству.

«Проблема совсем не в налоговой нагрузке, а в том, что бизнес не хочет платить деньги государству, которое может их потратить неизвестно куда, поэтому, когда говорят, что нужно вывести бизнес из тени и тем самым увеличить налоговые поступления, то это проблема не фискальная, это проблема доверия», — резюмирует Гонтмахер.

http://www.gazeta.ru

Рейтинги надежности негосударственных пенсионных фондов
Алмазная осень A
Атомгарант A+
Благосостояние A++
Большой пенсионный фонд A
Газфонд A++
КИТ Финанс НПФ A+
ЛУКойл-Гарант A++
Национальный НПФ A+
Нефтегарант A
НПФ ВТБ Пенсионный фонд A+
НПФ Райффайзен A+
НПФ Сбербанка A++
НПФ Сургутнефтегаз A++
НПФ Транснефть A++
НПФ электроэнергетики A++
НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ» A
НПФ «ОПФ» A
НПФ «СберФонд РЕСО» A
НПФ «Телеком-Союз» A++
НПФ «УРАЛСИБ» A
Оренбургский НПФ «Доверие» A
Первый национальный ПФ A
Промагрофонд A+
Ренессанс Жизнь и Пенсии A+
СтальФонд A+
ТНК-Владимир A+
Ханты-Мансийский НПФ A
Rambler's Top100 Google+ Блог основателя проекта