Пенсионная реформа аукнется Кремлю в 2018 году

15.10.2013

FINMARKET.RU - Утвержденный правительством вариант пенсионной реформы может привести к тому, что спрос на российские облигации заметно снизится. В ответ власти снизят предложение облигаций. В краткосрочной перспективе никаких проблем не возникнет, уверен Владимир Осаковский из Bank of America Merrill Lynch. Но в долгосрочной перспективе сокращение спроса со стороны внутренних инвесторов ударит по росту ВВП и может привести к росту доходности по госдолгу. Это станет неприятным сюрпризом в 2016-2018 годах, когда правительству придется все больше занимать в преддверии выборов.

 

Пенсионная реформа: накопления и защита накоплений

 

В проекте федерального бюджета на 2014-2016 годы окончательно прояснены приоритеты правительства относительно пенсионной реформы. Основные пункты реформы следующие.

 

 

  • Полная ликвидация обязательной накопительной части пенсии для тех, кто решил выйти из программы и не хочет отчислять 6% от зарплаты в пенсионный фонд. Эта реформа затронет порядка 50 миллионов человек, или 2/3 населения, имеющего пенсионное обеспечение.

 

 

  • Повторная регистрация и более жесткое регулирование пенсионных фондов, которые сейчас регулируются ЦБ.

 

 

  • Все пенсионные накопления во время переходного периода в течение следующего года будут поглощены бюджетом. Обязательные пенсионные накопления могут быть восстановлены самое ранее в 2015 году.

 

 

  • Правительство предоставит гарантии пенсионных накоплений, подобные системе страхования депозитов в банковской сфере. Правительство также планирует расширить возможности для инвестиций средств ВЭБа, чтобы увеличить прибыльность пенсионной системы.

 

 

Приток пенсионных средств в 2014 году замрет

 

Самым негативным аспектом всей пенсионной реформы стало решение правительства удержать все пенсионные накопления 2014 года и оставшейся части 2013 года.

 

 

  • Это снизит приток капитала на местный рынок облигаций в 2014 году примерно на 500 млрд рублей. Совокупные обязательные пенсионные накопления растут примерно на этот объем ежегодно.

 

 

  • Правительство оценивает отрицательное влияние реформы на рынок всего на 250 млрд рублей. Эта цифра, по оценке Осаковского, связана с разницей между потенциальным притоком капитала, согласно предложенной реформе, и более ранним планом снизить отчисления в фонд с 6% до 2%. Она отражает долгосрочное влияние реформ на приток капитала на рынке.

 

 

  • Временный трансферт пенсионных накоплений в бюджет может быть повторен. По мере приближения к парламентским выборам 2016 года потребность государства в финансировании вырастет.

 

 

  • Даже после 2015 года, когда приток пенсионных накоплений восстановится, он скорее всего, будет слабым.

 

 

 

 

 

С рынка ОФЗ часть средств оттянут инфраструктурные облигации

 

 

  • Внутренний спрос на ОФЗ может также пострадать из-за того, что расширятся возможности для инвестиций ВЭБа. Банк сможет вкладывать деньги в инфраструктурные облигации госкомпаний.

 

 

  • В 2013 году "РЖД" и "ФСК ЕЭС" выпустили долгосрочные инфраструктурные облигации примерно на 120 млрд рублей, их купил ВЭБ.

 

 

  • Эти и другие государственные компании планируют сделать то же самое и в следующем году.

 

 

  • Если не будет притока нового капитала, ВЭБу придется снизить свои инвестиции в облигации, что приведет к росту давления на рынки.

 

 

Правительство снизит предложение ОФЗ

 

 

  • С учетом того, что и так слабая база инвесторов сокращается, правительство пытается снизить давление со стороны предложения и поддержать цены на рынках.

 

 

  • Подобный подход является одним из самых главных факторов для рынка ОФЗ. В ближайшие 2-3 года этот фактор будет поддерживать рынок.

 

 

  • Дефицит бюджета 2014-2018 годов прогнозируется на умеренном уровне. В 2014 году он составит 0,5% ВВП, а в 2015-2016 годах – 1% ВВП.

 

 

  • Эти оценки основаны на довольно консервативном прогнозе по росту цен на нефть - $95 за барр. На самом деле, дефицит бюджета может быть даже ниже, если доходы от продажи нефти и газа будут выше. В 2014 году дефицит бюджета может быть ниже – 0,4% ВВП, или 300 млрд руб.

 

 

  • В результате в ближайшие два года бюджету не потребуются значительные заимствования – достаточно будет примерно 300 млрд рублей в год. Дополнительные заимствования будут уходить в Резервный фонд.

 

 

 

 

 

Проблемы появятся в долгосрочной перспективе

 

 

  • В ближайшие 2-3 года пенсионная реформа представляет небольшие риски для ВВП. Негативное давление на рынок ОФЗ будет компенсировано снижением предложения.

 

 

  • Давление на внутренний инвестиционный спрос также будет небольшим. При этом предположения о росте госрасходов останутся неизменными, что снизит ущерб для экономики в целом.

 

 

  • Но долгосрочный эффект от реформы будет крайне негативным. Во время избирательного цикла 2016-2018 годов правительству придется существенно увеличить госрасходы, а это приведет к росту заимствований. Тогда же вырастут расходы на пенсионную систему.

 

 

  • Это может привести к росту стоимости заимствований и сдержать инвестиционную активность в стране, а значит и рост экономики.

 

 

  • В долгосрочной перспективе сокращение пенсионных сбережений и спроса на ОФЗ будут отрицательно влиять на рынок гособлигаций, особенно с учетом роста госрасходов в 2016-2018 годах.

 

 

  • Доходность на долгосрочные бумаги может повыситься, а иностранные инвестиции – сократиться.

 

 

  • В среднесрочной перспективе ОФЗ остаются одним из главных приоритетов для инвесторов, уверены в Bank of America Merrill Lynch. Для иностранных инвесторов рынок также привлекателен: другие развивающиеся страны сталкиваются с высокой инфляцией и дефицитом текущего счета.

 

 
Финмаркет

Рейтинги надежности негосударственных пенсионных фондов
Алмазная осень A
Атомгарант A+
Благосостояние A++
Большой пенсионный фонд A
Газфонд A++
КИТ Финанс НПФ A+
ЛУКойл-Гарант A++
Национальный НПФ A+
Нефтегарант A
НПФ ВТБ Пенсионный фонд A+
НПФ Райффайзен A+
НПФ Сбербанка A++
НПФ Сургутнефтегаз A++
НПФ Транснефть A++
НПФ электроэнергетики A++
НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ» A
НПФ «ОПФ» A
НПФ «СберФонд РЕСО» A
НПФ «Телеком-Союз» A++
НПФ «УРАЛСИБ» A
Оренбургский НПФ «Доверие» A
Первый национальный ПФ A
Промагрофонд A+
Ренессанс Жизнь и Пенсии A+
СтальФонд A+
ТНК-Владимир A+
Ханты-Мансийский НПФ A
Rambler's Top100 Google+ Блог основателя проекта