Cтепень правдоподобия бюджетных параметров резко снижается

09.10.2013

Бюджетный процесс лета-осени 2013 года стал ярким проявлением кризиса рентной модели экономики.

Хотя официальные прогнозы стали более консервативными, они всё ещё обещают 3%-ный рост экономики в следующие три года, что выглядит крайне оптимистично на фоне текущей стагнации. Несмотря на повышение реалистичности прогноза, степень правдоподобия бюджетных параметров заметно снизилась. Чтобы обеспечить соблюдение бюджетного правила при сложившемся уровне бюджетных расходов, пришлось проводить секвестр и включать в доходную часть сомнительные источники.

Реакция власти на неожиданно (для неё) возникшее бюджетное ограничение оказалась драматической: столкнулись между собой, с одной стороны, амбициозные планы, отраженные в президентских указах от 7 мая 2012 г., с другой стороны, интересы крупных монополий и ОПК, с третьей стороны, попытки рационирования расходов ради сохранения макроэкономической стабильности, предпринимаемые финансово-экономическим блоком правительства. Напряженная обстановка выразилась в рекордном количестве скандалов – с отменой материнского капитала, с замораживанием и внезапным размораживанием тарифов, с повышением зарплаты высшим чиновникам на фоне ее замораживания бюджетникам, с инвестициями за счет средств ФНБ, которые, как оказалось, уже освоены ВЭБом, и наконец, самом впечатляющем – с конфискацией пенсионных накоплений.

Обострение борьбы за ресурсы бюджета более четко обозначило границу между «своими» и «чужими». «Свои» на фоне сокращения расходов по большинству бюджетных статей рассчитывают на приоритетное и даже дополнительное финансирование. Это исполнители мегапроектов за счет средств ФНБ и оборонного заказа, это прокуратура и следственный комитет, это высшие чиновники правительства и администрации президента. «Чужие» – это те представители госсектора, кто должен при сократившихся объемах доходов и финансирования выполнять целевые показатели указов и госпрограмм. В более широком смысле «чужими» оказались и бизнесмены, и представители среднего класса и более массовых групп населения, от которых ждут «социальной ответственности» и повышения производительности труда.

Несмотря на различие в весовых категориях непривилегированные и прежде пассивные слои населения предпринимают попытки защитить свои интересы. Перспектива возможной отмены пенсионных накоплений или их инвестирования в неокупаемые проекты разбудила «молчунов», и процесс перевода накопительной части в негосударственные пенсионные фонды активизировался в 2013 г. настолько, что правительству пришлось на ходу придумывать, каким образом притормозить этот процесс. А возмущение будущих пенсионеров изъятием накопительных взносов за 2014 г. в пользу распределительной системы даже вынудило президента и правительство пойти на попятный и дать обещание сохранить накопления.  

Рейтинги надежности негосударственных пенсионных фондов
Алмазная осень A
Атомгарант A+
Благосостояние A++
Большой пенсионный фонд A
Газфонд A++
КИТ Финанс НПФ A+
ЛУКойл-Гарант A++
Национальный НПФ A+
Нефтегарант A
НПФ ВТБ Пенсионный фонд A+
НПФ Райффайзен A+
НПФ Сбербанка A++
НПФ Сургутнефтегаз A++
НПФ Транснефть A++
НПФ электроэнергетики A++
НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ» A
НПФ «ОПФ» A
НПФ «СберФонд РЕСО» A
НПФ «Телеком-Союз» A++
НПФ «УРАЛСИБ» A
Оренбургский НПФ «Доверие» A
Первый национальный ПФ A
Промагрофонд A+
Ренессанс Жизнь и Пенсии A+
СтальФонд A+
ТНК-Владимир A+
Ханты-Мансийский НПФ A
Rambler's Top100 Google+ Блог основателя проекта