Госдума 2 июля планирует рассмотреть во 2-м чтении законопроект о финансовом мегарегуляторе

29.06.2013

Комитет Госдумы по финансовому рынку сегодня рекомендовал нижней палате парламента принять во втором чтении законопроект, вносящий изменения в законодательство в связи с передачей Банку России полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков.

Председатель комитета Наталья Бурыкина сообщила ИТАР-ТАСС, что на пленарное заседание документ планируется вынести 2 июля. В третьем чтении документ может быть рассмотрен 5 июля.

Проект закона создает законодательную основу для создания единого финансового мегарегулятора на базе Банка России с передачей ему полномочий Федеральной службы по финансовым рынкам, которая будет объединена с Центробанком. Документ предусматривает передачу Банку России полномочий ФСФР России по нормативно-правовому регулированию /без наделения правом представлять в правительство РФ проекты федеральных законов и проекты нормативных правовых актов президента России и правительства/, контролю и надзору в сфере финансовых рынков.

К целям Центробанка предлагается отнести развитие финансового рынка России и обеспечение его стабильности, к функциям - осуществление официального статистического учета прямых инвестиций в РФ и из РФ за рубеж. Банк России будет самостоятельно формировать статистическую методологию таких инвестиций, перечень респондентов и утверждать порядок предоставления ими первичных статистических данных о прямых инвестициях, включая формы федерального статистического наблюдения. Основной целью денежно-кредитной политики Банка России станет защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста. Банк России будет защищать права инвесторов и акционеров, а также разрабатывать и реализовывать политику по предотвращению, выявлению и управлению конфликтами интересов.

Совет директоров Банка России во взаимодействии с правительством РФ будет разрабатывать не только проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, но и проект основных направлений развития финансового рынка. Эти документы будут представляться в Национальный финансовый совет /НФС/, в который переименовывается Национальный банковский совет. Совет директоров будет ежеквартально представлять в НФС информацию об объемах кредитов, выданных служащим Банка России, и о процентных ставках по ним.

К полномочиям НФС отнесено рассмотрение представленной советом директоров ЦБ политики по сокращению, выявлению и управлению конфликтами интересов. НФС будет давать рекомендации по этой политике. Переход членов совета директоров Банка России, в том числе бывших /в течение первых двух лет после прекращения ими полномочий/, на работу в коммерческие кредитные организации станет возможен только с согласия НФС. Служащим, в служебные обязанности которых входили отдельные функции надзора или контроля за кредитными и иными финансовыми организациями, запрещается после увольнения из Центробанка в течение двух лет занимать в таких организациях руководящие должности без согласия совета директоров ЦБ РФ. Перечень подпадающих под это ограничение должностей будет утверждать совет директоров Банка России.

Срок полномочий председателя Банка России и членов его совета директоров увеличивается с 4 до 5 лет, а состав совета директоров - с 13 до 15 человек. А необходимый для принятия решения советом директоров кворум увеличивается с 7 до 8 человек. Сейчас в совет директоров входят председатель Банка России и 12 членов совета директоров. Заседания совета директоров будут назначаться председателем Банка России или замещающим его лицом по требованию не менее 4 /сейчас - не менее 3/ членов совета директоров.

Центробанк наделяется полномочием по определению упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства. Устанавливается отрытый перечень основных инструментов и методов денежно-кредитной политики Банка России. Помимо разрешенных сейчас инструментов для рефинансирования банковской системы могут использоваться другие инструменты, определенные Центробанком. Банк России будет вправе предоставлять кредитным организациям кредиты под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете, на любой срок. Сейчас максимальный срок ограничен одним годом.

Центробанк будет осуществлять мониторинг состояния финансового рынка России, и разрабатывать меры, направленные на снижение угроз финансовой стабильности РФ. Один раз в три года Банк России будет представлять в Госдуму проект основных направлений развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка РФ, который затем будет рассматриваться на парламентских слушаниях. Предварительно этот проект должен быть представлен президенту РФ и в правительство РФ. Не менее двух раз в год Банк России должен публиковать обзор финансовой стабильности.

Изменение размера и порядка перечисления Банком России прибыли в федеральный бюджет должно осуществляться отдельным федеральным законом, в который не могут быть включены иные нормы, изменяющие /приостанавливающие, отменяющие, признающие утратившими силу/ другие законодательные акты или содержащие самостоятельный предмет правового регулирования. "Мы считаем, что это отдельный вопрос, который должен быть рассмотрен всегда членами профильного комитета, а не то, что Банк России является источником наполнения бюджета", - пояснила глава комитета по финрынку Наталья Бурыкина.

Для негосударственных пенсионных фондов, по ее словам, устанавливаются требования, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений, аналогичные тем, что сейчас существуют для государственной управляющей компании, т.е. ВЭБа. Максимальная доля в инвестиционном портфеле НПФ облигаций одного эмитента увеличивается с 20 проц до 40 проц совокупного объема находящихся в обращении облигаций данного эмитента. Максимальная доля в инвестиционном портфеле НПФ денежных средств в рублях и иностранной валюте на счетах и депозитах в кредитных организациях будет определяться правительством РФ. Сейчас эта доля не должна в сумме превышать 80 проц. В случае нарушения требований к структуре инвестиционного портфеля порядок ее корректировки будет устанавливаться Банком России.

Закон о мегарегуляторе должен быть принят Госдумой до конца весенний сессии и вступить в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением норм, для которых установлены иные сроки. До 1 ноября 2013 года совет директоров Банка России должен быть сформирован в новом составе в порядке, установленном законодательством. Члены совета директоров Центробанка назначаются Госдумой по представлению председателя Банка России.

ИТАР-ТАСС

Рейтинги надежности негосударственных пенсионных фондов
Алмазная осень A
Атомгарант A+
Благосостояние A++
Большой пенсионный фонд A
Газфонд A++
КИТ Финанс НПФ A+
ЛУКойл-Гарант A++
Национальный НПФ A+
Нефтегарант A
НПФ ВТБ Пенсионный фонд A+
НПФ Райффайзен A+
НПФ Сбербанка A++
НПФ Сургутнефтегаз A++
НПФ Транснефть A++
НПФ электроэнергетики A++
НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ» A
НПФ «ОПФ» A
НПФ «СберФонд РЕСО» A
НПФ «Телеком-Союз» A++
НПФ «УРАЛСИБ» A
Оренбургский НПФ «Доверие» A
Первый национальный ПФ A
Промагрофонд A+
Ренессанс Жизнь и Пенсии A+
СтальФонд A+
ТНК-Владимир A+
Ханты-Мансийский НПФ A
Rambler's Top100 Google+ Блог основателя проекта