Пенсионные накопления: растить или не растить?

03.06.2013

Обзор «Эксперт РА» основан на анкетировании негосударственных пенсионных фондов, интервью с экспертами пенсионного рынка и рынка доверительного управления, материалов собственной базы данных. Совокупный объем собственного имущества фондов, информация которых использована в исследовании, составил на конец 2012 г., по оценкам агентства, более 1,4 трлн руб., или около 92% рынка (95% пенсионных резервов и 89% пенсионных накоплений). В исследовании участвовали все НПФ, входящие в 10 крупнейших.

 

«Эксперт РА» подвел основные итоги 2012 г., а также почти десятилетней пенсионной реформы и сформулировал основные меры, которые необходимы для того, чтобы завершить реформу и достичь ее основной цели – сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.

В агентстве считают, что нынешний 2013 г. станет решающим для НПФ, так как он определит их роль в пенсионной системе. Рынок ждет большого количества перемен. Опрошенные «Эксперт РА» фонды наиболее важными организационными изменениями называют решение судьбы обязательного пенсионного страхования (ОПС) (44% НПФ назвали это изменение первостепенным) и появление налоговых стимулов для негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) (28%).

Самыми ожидаемыми событиями, связанными с инвестициями, являются переход к концепции долгосрочной безубыточности (47% опрошенных) и появление системы гарантий на пенсионном рынке (35%).

В среднесрочной перспективе, помимо указанных факторов, будут важны снижение числа регуляторов НПФ, расширение возможностей инвестирования пенсионных средств и консолидация рынка негосударственных пенсионных фондов.

Год перемен 

Рисунок 2

Обязательные пенсионные накопления были одной из главных новаций последней пенсионной реформы, начавшейся почти 10 лет назад. В течение 2008–2012 гг. рынок НПФ быстро рос, в основном за их счет. По оценке «Эксперта РА», на конец 2012 г. объем собственного имущества фондов превысил 1,5 трлн руб. и увеличился на 28% по сравнению с 2011 годом. Обязательные пенсионные накопления остаются драйвером роста рынка: за год они выросли на 70%, до 665 млрд рублей (см. рис.1). По итогам переходной кампании 2012 г. в НПФ пришло 4,65 млн новых застрахованных лиц, прирост накоплений в результате их перехода составит около 125 млрд рублей. В результате число клиентов пенсионных фондов по ОПС достигнет 20 млн человек, а объем ОПС у фондов превысит объем НПО, перешагнув отметку в 790 млрд рублей.

 

По мнению авторов исследования, систему ОПС необходимо сохранить и не сворачивать. В долгосрочной перспективе обязательные пенсионные накопления важны для пенсионеров. Культура самостоятельного накопления в России отсутствует, добровольные пенсионные программы не развиты, поэтому обязательные накопления станут серьезным дополнением к минимальной солидарной пенсии, полагают в «Эксперт РА». Не менее важно ОПС для нашего государства, ведь это потенциально огромные объемы долгосрочных инвестиций в экономику.

Но так считают не все участники пенсионного рынка. Минтруда, согласно предложенной им долгосрочной стратегии развития пенсионной системы России, предлагает повернуть реформу вспять и минимизировать отчисления на ОПС.

Они могут снизиться втрое (с 6% до 2%), но сокращение еще можно остановить.

Рисунок 3

На совещании правительства в январе 2012 г. президент РФ назвал ключевые условия сохранения и развития ОПС: обеспечение сохранности средств на длительную перспективу и организация тщательного финансового контроля деятельности фондов. Условия связаны между собой, так как без налаженной системы регулирования НПФ невозможно обеспечить сохранность пенсионных средств. Поэтому сейчас необходимы совместные действия фондов и их регуляторов, подчеркивают авторы исследования.

 

Для обеспечения сохранности пенсионных средств нужен рост надежности рынка НПФ. Над проблемой низкой внутренней надежности фонды давно и активно работают. По наблюдениям «Эксперт РА», с 2008 г. (когда агентство начало оценивать НПФ), фонды заметно продвинулись в управлении как собственными рисками, так и рисками, возникающими при взаимодействии с УК. По итогам анкетирования, 61% опрошенных НПФ имеют утвержденную инвестиционную политику, которая строго соблюдается. Более половины НПФ – участников исследования (79%) проводят конкурсный отбор управляющих компаний, хотя чаще всего нерегулярно.

Дальнейшему росту надежности мешает невысокий уровень организации внешнего финансового контроля НПФ: многие процессы на рынке запутаны, не проработаны или законодательно не регламентированы. К их числу относятся учет убытков от инвестирования на пенсионных счетах, система гарантий для пенсионных накоплений, состав регуляторов пенсионного рынка и их функции. Проработка формата хотя бы этих трех этапов регулирования поможет лучше обеспечить долгосрочную сохранность пенсионных денег и даст ОПС шанс на выживание, считают в «Эксперт РА».

Президент сказал, рынок сделает

Чтобы соответствовать условиям, поставленным президентом РФ, в первую очередь необходимо создать правильно организованный гарантийный фонд для пенсионных накоплений, полагают в агентстве. Это не только позволит проводить дальнейшие изменения в порядке инвестирования, но и повысит доверие людей к НПФ и ПФР. Подобное произошло с банковской системой после появления механизма страхования вкладов. Чтобы фонд заработал, нужно определить объект гарантии и порядок ее предоставления, кто и в каком порядке должен осуществлять взносы в фонд, кто должен управлять средствами фонда. План будущего фонда уже существует. В качестве объекта предлагается общая номинальная сумма страховых взносов застрахованного, в качестве участников – все НПФ и ПФР, в качестве управляющих – частично сами участники, частично АСВ. Здесь необходимо избежать ухудшающего отбора, когда сильные и надежные НПФ будут оплачивать риски слабых и более агрессивных игроков рынка. Для этого ставку взносов в фонд целесообразно устанавливать в зависимости от факторов, определяющих надежность НПФ, в том числе от уровня его рейтинга, предлагают авторы исследования.

 

Рисунок 4
Юрий Новожилов

Гарантийный фонд обеспечит сохранность пенсионных средств в непредвиденных случаях, собственный качественный риск-менеджмент поможет НПФ минимизировать частоту возникновения таких случаев. Но, какую бы конфигурацию гарантийного фонда не выбрал рынок, будет гарантирована сохранность только денег, внесенных на счета, о гарантии какой-либо доходности речи не идет. Поэтому вопрос долгосрочной эффективности инвестиций система гарантий не решит.

 

Для обеспечения инвестиционного дохода необходимо предоставить фондам возможность действовать с учетом долгосрочности их обязательств, инвестировать пенсионные средства в длительные проекты. Для этого, по мнению «Эксперт РА»,  нужны следующие изменения: отмена требования ежегодной безубыточности, снижение частоты переходов клиентов из фонда в фонд и расширение инвестиционных возможностей для пенсионных накоплений. Эти изменения возможны только после того, как появится гарантийный механизм, так как иначе фонды рискуют столкнуться с потерями, которые им неоткуда будет возместить. Изменение порядка начисления доходности будет одобрено после появления не только гарантийного механизма, но и снижения частоты переходов из фонда в фонд, так как надолго вложить куда-либо деньги, которые на следующий год могут уйти в другой фонд, невозможно. Последнего можно добиться с помощью законодательного ограничения числа переходов (обсуждаемое сегодня предложение  – раз в 5 лет).

Что касается состава регуляторов, то НПФ уже давно голосуют за централизацию регулирования рынка (см. рис.2). В 2013 г. у фондов появился шанс: на базе ЦБ одобрено создание единого финансового регулятора. К сожалению, полномочия этого регулятора в отношении НПФ пока не ясны. Остальной рынок получит единого регулятора, но фонды могут снова оказаться между нескольких огней. Действие, которого ожидают от государства НПФ и другие участники рынка, – передача основной части функций по регулированию НПФ одному-двум ведомствам. «Мы все-таки надеемся на централизацию полномочий в одном сильном регуляторе. Ее отсутствие в последние годы являлось существенной проблемой для деятельности НПФ», - утверждает Юрий Новожилов, исполнительный директор НПФ «Благосостояние».

Нужен стимул

Взрывной рост ОПС сконцентрировал на себе внимание всех участников рынка. В результате добровольные пенсионные программы практически перестали развиваться: их развитие не поддерживали ни сами НПФ, ни государство, утверждают в «Эксперт РА». В 2011 г. объем пенсионных резервов вырос на 9%, в 2012 г. – на 8%, достигнув 755 млрд рублей. Число участников добровольной пенсионной системы в 2011 г. уменьшилось, хотя и менее, чем на 1%, но в 2012-м выросло примерно на 4%, приблизившись к 7 млн человек (см. рис.3).

Наиболее вероятный сценарий пенсионной стратегии – промежуточный, в рамках которого  всем гражданам оставят право выбора: перейти в НПФ и отчислять на накопления 6% от заработной платы или остаться в ПФР и отчислять 2%

 

Рисунок 5

Пенсионная стратегия в существующем виде подразумевает сбалансированное развитие страховой (солидарной) и накопительной пенсии, в том числе с помощью добровольных пенсионных взносов. И только добровольные накопления могут обеспечить людям не просто минимальную, а высокую пенсию, подчеркивают авторы исследования. Тем не менее, четкой стратегии развития добровольных пенсионных накоплений пока не предложено ни одним из регуляторов.

 

У добровольного пенсионного обеспечения есть два основных канала развития: корпоративные пенсионные программы и индивидуальные. Корпоративные программы существуют давно, и большинство работодателей знакомы с их основами. Поэтому в этом направлении фондам необходимо работать над продвижением НПО на государственном уровне с помощью более существенных и удобных налоговых вычетов для компаний, считают авторы исследования.

Налоговые льготы для физических лиц не менее актуальны, чем для юридических. Фондам необходимо добиваться автоматического вычета средств, направляемых на счета НПО, из налоговой базы при расчете НДФЛ или взносов в солидарную часть пенсии, фонды социального и медицинского страхования. Могут стать популярными любые меры, которые облегчают налоговое бремя и не требуют от человека идти куда-либо или стоять в очередях, чтобы оформить свои права.

Два сценария развития

«Эксперт РА» видит два крайних сценария развития рынка до 2015 года. Согласно первому, взносы на ОПС снижаются до 2% для всех граждан, которые не успеют перевести деньги в НПФ до конца 2014 года. В этом случае число фондов снизится до 80-90 в связи с одновременным прогнозируемым ужесточением регулирования со стороны ЦБ и снижением привлекательности пенсионного рынка. Согласно второму сценарию, взносы остаются на уровне 6% для всех категорий граждан. В этом случае число НПФ также уменьшится в результате более строгого регулирования, но слабее – до 110-120 фондов.

В случае реализации позитивного сценария объем пенсионных накоплений в НПФ может превысить в 2015 г. 2 трлн рублей. В случае негативного сценария он составит 1,5-1,7 трлн рублей (см. рис. 4). Объем пенсионных резервов при обоих сценариях составит к концу 2015 г. 900-950 млрд рублей.

По мнению агентства, скорее всего, после обсуждения пенсионной стратегии с финансовым сообществом будет реализован промежуточный сценарий: всем гражданам оставят право выбора: перейти в НПФ и отчислять на накопления 6% от заработной платы или остаться в ПФР и отчислять 2%. В этом случае объем рынка будет находиться в промежутке между 2,8 и 3,3 трлн рублей (см. рис. 5).

Чтобы избежать потерь и повысить шансы реализации позитивного сценария пенсионного развития, уже в 2013 г. необходимо запустить систему пенсионных гарантий, изменить порядок учета результатов инвестирования, определить формат регулирования НПФ.

Чтобы достичь основной цели пенсионной реформы (сбалансированности и долгосрочной устойчивости пенсионной системы), необходимы также налоговые и маркетинговые меры по стимулированию добровольных пенсионных взносов. Эти меры не скажутся на объеме рынка НПФ в краткосрочной перспективе, но на длинном горизонте сегмент НПО имеет огромный потенциал роста, резюмируют авторы исследования.

 

Подготовила Ольга Заславская

 

По материалам исследования рынка НПФ за 2012 г. «Рынок на распутье», проведенного «Эксперт РА»

Рейтинги надежности негосударственных пенсионных фондов
Алмазная осень A
Атомгарант A+
Благосостояние A++
Большой пенсионный фонд A
Газфонд A++
КИТ Финанс НПФ A+
ЛУКойл-Гарант A++
Национальный НПФ A+
Нефтегарант A
НПФ ВТБ Пенсионный фонд A+
НПФ Райффайзен A+
НПФ Сбербанка A++
НПФ Сургутнефтегаз A++
НПФ Транснефть A++
НПФ электроэнергетики A++
НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ» A
НПФ «ОПФ» A
НПФ «СберФонд РЕСО» A
НПФ «Телеком-Союз» A++
НПФ «УРАЛСИБ» A
Оренбургский НПФ «Доверие» A
Первый национальный ПФ A
Промагрофонд A+
Ренессанс Жизнь и Пенсии A+
СтальФонд A+
ТНК-Владимир A+
Ханты-Мансийский НПФ A
Rambler's Top100 Google+ Блог основателя проекта