Поправить омбудсмена

02.11.2012

К 1 ноября все финансовые ведомства должны были высказать свое мнение о новом законопроекте Минфина «О финансовом уполномоченном». Банки.ру выяснил, что именно не понравилось чиновникам и кто тормозит внесение документа в Госдуму.

Сегодня истек срок, который отводился всем заинтересованным ведомствам, чтобы согласовать законопроект, вводящий в России институт финансового омбудсмена. Как оказалось, финансовым регуляторам есть что посоветовать Минфину.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) и Министерство экономического развития поддержали концепцию нового закона, но у них появились замечания в отношении организационной структуры и функционирования управления службы финансового уполномоченного. «Есть предложение распространить перечень организаций, споры которых будет рассматривать финансовый уполномоченный. ФСФР предлагает дополнить перечень управляющими компаниями, а Минэкономразвития предлагает дополнить перечень компаниями, которые будут осуществлять свою деятельность на рынке Forex, банковскими платежными агентами, операторами по переводу денежных средств и жилищными накопительными кооперативами», — рассказали корреспонденту Банки.ру в пресс-службе Минфина.

Также Минэкономразвития предлагает дополнительно обсудить вопрос организационно-правовой формы службы финансового уполномоченного. Сейчас в проекте предполагается, что это будет автономная некоммерческая организация, учрежденная правительством.

Еще одно из предложений ведомств — изменить пороговые значения сумм финансовых претензий, которые рассматривает финансовый уполномоченный. Новые лимиты пока обсуждаются.

Однако высказать свое мнение о законопроекте успели не все: Центробанк к назначенному сроку свои предложения так и не прислал. Как утверждают в Минфине, из-за этого будет отложено внесение законопроекта в правительство.

Новый дедлайн — конец года, говорят собеседники Банки.ру в ведомстве. «Маловероятно, что у ЦБ есть принципиальные возражения к законопроекту. Скорее всего, это проявление медлительности и бюрократичности аппарата», — пояснил источник, близкий к Центробанку.

Проект закона, вводящего в России официальный институт финансового омбудсмена, Минфин подготовил в октябре. Как написано в документе, его главная цель — охранять и защищать права и интересы потребителей финансовых услуг и упростить порядок разрешения споров между потребителями и финансовыми организациями.

 По замыслу ведомства этим должен заниматься специальный совет из 16 человек. Пятнадцать из них будут назначены правительством. Им следует выбрать шестнадцатого члена совета — главного финансового уполномоченного. Впрочем, сделать выбор будет непросто. Финансовым уполномоченным может быть назначен гражданин России не моложе 30 лет, с высшим образованием, обладающий высокой общественной репутацией. Финансовый уполномоченный не сможет заниматься предпринимательской деятельностью и занимать должность в госорганах.

У уполномоченного и его аппарата будут широкие полномочия. В их сферу ответственности войдут разрешения споров граждан практически со всеми финансовыми организациями: банками, микрофинансовыми организациями, кредитными потребительскими кооперативами, страховыми компаниями и брокерами, обществами взаимного страхования, негосударственными пенсионными фондами и даже ломбардами.

Правда, омбудсмены смогут браться не за все конфликты. Правозащитники в сфере банковской деятельности будут разбирать только те случаи, спорная сумма которых не превышает 500 тыс. рублей. Остальные омбудсмены смогут решать конфликты со спорной суммой не больше 200 тыс. рублей.

Для граждан обращение к финансовым уполномоченным будет бесплатным, а вот банкам придется каждый год платить обязательные взносы.

«Мы предлагаем установить не только размер обязательного платежа от банков, но и стоимость каждой жалобы. Например, обязательный платеж составит 300 тысяч рублей в год. Если на банк поступило больше 300 жалоб в год, то за каждую последующую кредитная организация будет платить еще по тысяче рублей», — объяснил член рабочей группы по законопроекту, глава комитета Ассоциации российских банков Эльман Мехтиев.

В первые два года после введения должности финансового уполномоченного его решения будут носить рекомендательный характер, а затем они станут обязательными для выполнения.

У экспертов законопроект не вызывает серьезных претензий. «Принципиально закон написан правильно. Пока неясно, будет ли решение омбудсмена окончательным или банки смогут оспорить его в суде. Но думаю, что при принятии закона в Госдуме этот вопрос решится», — считает экс-депутат Госдумы, работавший банковским омбудсменом на общественных началах, Павел Медведев.

Впрочем, пока непонятно, кто мог бы стать тем самым обладающим «высокой общественной репутацией» главным финансовым уполномоченным.

Медведев считает, что кандидатура финансового омбудсмена будет выбрана на самом высоком уровне. «Я предполагаю, что это решение будет принимать президент», — говорит Медведев.

Потребность в специальном посреднике между финорганизациями и их клиентами в России назрела давно. Кредитный бум середины 2000-х и последовавший за ним экономический кризис выявили огромное количество спорных ситуаций. С 1 октября 2010 года член банковского комитета Госдумы Павел Медведев стал исполнять обязанности банковского омбудсмена на общественных началах. Но после назначения советником главы Центробанка РФ Медведеву пришлось покинуть пост. Пока что споры между банками и клиентами разрешает исполняющий обязанности омбудсмена глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.

Александра КРАСНОВА, Banki.ru

Рейтинги надежности негосударственных пенсионных фондов
Алмазная осень A
Атомгарант A+
Благосостояние A++
Большой пенсионный фонд A
Газфонд A++
КИТ Финанс НПФ A+
ЛУКойл-Гарант A++
Национальный НПФ A+
Нефтегарант A
НПФ ВТБ Пенсионный фонд A+
НПФ Райффайзен A+
НПФ Сбербанка A++
НПФ Сургутнефтегаз A++
НПФ Транснефть A++
НПФ электроэнергетики A++
НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ» A
НПФ «ОПФ» A
НПФ «СберФонд РЕСО» A
НПФ «Телеком-Союз» A++
НПФ «УРАЛСИБ» A
Оренбургский НПФ «Доверие» A
Первый национальный ПФ A
Промагрофонд A+
Ренессанс Жизнь и Пенсии A+
СтальФонд A+
ТНК-Владимир A+
Ханты-Мансийский НПФ A
Rambler's Top100 Google+ Блог основателя проекта