Пенсии короткого горизонта

01.11.2012

Общественное обсуждение стратегии пенсионной реформы не внесло существенных корректив в документ: нормативный стаж сокращается до 35 лет, а срок дожития остается на уровне 19 лет. Обновленный вариант будет представлен президенту к 15 ноября. Профсоюзы по-прежнему не согласны с сокращением числа льготников, работодатели – с повышением страховой нагрузки, участники рынка инвестирования – с фактической ликвидацией накопительного компонента. Экономисты настаивают, что стратегии не хватает научности, а властям – длинного горизонта планирования.

 

Общественное обсуждение стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России завершается 1 ноября: коррективы могут быть внесены до 15 ноября. К этому сроку документ должен поступить на рассмотрение президента. Несмотря на то, что у работодателей, профсоюзов, негосударственных пенсионных фондов есть претензии, законопроекты по ряду положений уже находятся на рассмотрении Госдумы.

Правки по итогам обсуждения будут минимальными. По предложению президента Владимира Путина максимальный стаж, который будет включен в будущую пенсионную формулу, составит не 40 лет, а 35 лет. «Поправка по страховому периоду – оставить пока 19 лет», – сообщили «Газете.Ru» в аппарате вице-премьераОльги Голодец. Речь идет о сроке дожития, который используется при расчете размера пенсии. Предлагалось в 2015 году довести его до 21 года – соответствующие поправки уже находятся в Госдуме.

 

Экономия Пенсионного фонда от увеличения периода дожития должна была составить 1,1 млрд руб. в 2014 году и 4,9 млрд руб в 2015 году.

 

«Концептуальные направления – вопрос о досрочных пенсиях для вредных производств, тарифы для самозанятых и уменьшение накопительной части – остаются. Эти направления реформы были поддержаны, в частности, российской трехсторонней комиссией», – говорят в аппарате Голодец.

«Сейчас в министерстве идет анализ всех прозвучавших предложений. И к 15 ноября с учетом прошедших общественных слушаний будет подготовлен обновленный проект стратегии», – сказали «Газете.Ru» в Минтруда.

Реформа предполагает сокращение на три года страховых взносов, направляемых на обязательную накопительную часть пенсии, с нынешних 6% до 2%. Авторы стратегии рассчитывают, что по истечении этого срока граждане должны сами определить, отказаться от накопительной модели или остаться в ней.

Сторонники сокращения накопительного компонента указывают, что за 10 лет система управления пенсионными накоплениями себя не оправдала, а реальные доходы от инвестирования крайне низкие. Дефицит бюджета Пенсионного фонда России по этому компоненту – около 300 млрд рублей.

На текущей неделе премьер-министр Дмитрий Медведев признал, что в прогнозах об эффективности накопительного компонента власти ошиблись.

Противники данной меры настаивают, что население не склонно к добровольному накоплению, и экономика лишился «длинных» денег. Идею об инвестировании пенсионных накоплений в инфраструктурные облигации можно похоронить, предупреждал директор департамента доверительного управления ВЭБа Александр Попов.«Средств на долгосрочное инвестирование у государственной управляющей компании не будет, так как необходимо будет с минимальным риском (отсутствием убытков от реализации активов) исполнять обязательства по возврату средств учредителю управления (ПФР). То есть не только НПФ, но и ГУК будет инвестировать купонные доходы и средства от погашения существующих вложений исключительно в краткосрочные активы», – сказал он «Газете.Ru».

«Уменьшение накопительной части на 4% подорвет возможность выплаты достойных пенсий в будущем», – полагает бывший министр финансов Алексей Кудрин. Работающих будет меньше, собираемость налогов упадет, что неизбежно приведет к уменьшению пенсий, уверен он. «Отчисления в накопительную часть 2% приведут к высокой доле издержек на ведение индивидуальных накопительных счетов и к низким размерам выплат», – говорится в анализе пенсионной реформы, подготовленном ведущим научным сотрудником Академии народного хозяйства Татьяной Омельчук.

Поддержать накопительную систему правительство рассчитывает за счет развития добровольных и корпоративных пенсий. Работодателей обязывать не будут, рассказали «Газете.Ru» в Минтруда. Стимулировать их предложено с помощью налоговых льгот. Председатель совета НПФ «Ренессанс жизнь и пенсии» Олег Киселев скептичен в этом вопросе: «В настоящее время все, кто хотел, уже сделали корпоративные пенсионные программы для своих сотрудников».

Налоговую нагрузку на большинство работодателей предложено не увеличивать: в планах на 2013-2015 годы заложено сохранение страхового тарифа в 22% (плюс 10% при превышении годовой зарплаты сотрудника в 512 тыс. рублей). Потолок этого превышения планируется постепенно увеличивать.

Взносы для самозанятых должны быть увеличены с 2013 года до двух МРОТ, в 2014 году коэффициент составит 2,5, в 2015 году – 3. В думском бюджетном комитете полагают, что это уведет самозанятых – а это индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты – в «тень». Либо они переложат затраты на клиентов.

Увеличение взносов для самозанятых, по расчетам авторов одобренного в первом чтении законопроекта, принесет в распределительную систему 2013 году 40,67 млрд, в 2014 году – 60,46 млрд, в 2015 году – 79,76 млрд рублей. Для накопительной системы эти показатели составят соответственно 6,8 млрд, 10,5 млрд и 14,36 млрд рублей.

Не произойдет изменений и в части уплаты дополнительных тарифов для работодателей, чьи сотрудники имеют право на досрочные пенсии.

 

Эта мера должна дать бюджету ПФР в 2013 году 24,69 млрд рублей, в 2014 и 2015 годах – 48,23 млрд и 80,69 млрд рублей.

 

Представители компаний говорят, что дополнительные взносы станут для ряда из них непосильной нагрузкой. Сторонники реформы парируют: такие взносы должны стать стимулом к улучшению условий труда. «Тарифы носят в большей степени управленческий характер. Они существенно меньше, чем должны бы быть», – сказал «Газете.Ru» замдиректора Института гуманитарного развития мегаполиса Юрий Горлин. «Увеличение тарифа на финансирование досрочного пенсионного обеспечения должно быть постепенным и медленным», – замечает Омельчук.

В долгосрочной перспективе стратегия предполагает разработку механизма выплат пенсий работающим пенсионерам, исходя из условий оплаты труда. Авторы документа обещают, что учтут рост зарплаты и активность самих пенсионеров. Замглавы Минтруда Андрей Пудов сказал, что соответствующий законопроект о приостановке выплат пенсионерам с большими окладами может быть разработан в 2013 году. Впоследствии Голодец заявила, что отменять пенсии работающим пенсионерам с 2013 года не будут. В Минтруда «Газете.Ru» сказали, что о конкретных планах и решениях говорить пока рано. Но такой вариант обсуждается. Речь идет о лишении пенсий тех, чьи зарплаты «существенно» превышают размер пенсии.

Еще одна претензия критиков стратегии – умалчивание вопроса о стаже матерей, что расходится с заявлениями властей о поддержке многодетности. Сейчас в страховой стаж идут полтора года ухода за ребенком, но в сумме не более трех лет.

На данный момент в стратегии каких-либо изменений в части учета отпуска по уходу за ребенком не предусматривается, сказали «Газете.Ru» в пресс-службе Минтруда.

Одной из основных проблем нынешней пенсионной системы являются короткие горизонты планирования, говорит член-корреспондент РАН, замдиректора ЦЭМИ Георгий Клейнер. «Принцип «здесь и сейчас» очень сильно мешает стратегическому развитию России, а пенсионная система – средство преодоления болезни коротких горизонтов», – сказал он «Газете.Ru». По его мнению, большинство людей обсуждают пенсионную систему с утилитарной точки зрения (выплаты пенсий). «Но важен нематериальный аспект – доверие. Пенсионная система является примером государственно-частного партнерства, то есть лояльных взаимоотношений гражданина и государства. Если таких взаимоотношений нет, то возникают и протестные движения, и невозможность установить диалог», – говорит Клейнер, уверенный в необхозимости включения пенсионеров в экономику. «Они – мощная производительная сила, они – хранители знаний. Устранить эти знания из экономики – значит, обречь ее на когнитивный голод», – отмечает Клейнер.

 

«Автономизация пенсионного фонда – неправильная концептуальная посылка. Люди вкладывают деньги не в пенсионный фонд, а в экономику России, – отмечает он. – Раздел экономики на автономные подсистемы – антинаучная идея. Нелинейные системы не могут быть разделены на независимые части». Стратегия развития должна быть представлена в аксиоматическом виде – в виде принципов, из которых вытекают ситуационные расчеты, уверен ученый.

 

Представленной правительством стратегии недостает научности, согласен и завкафедрой прикладной математики Финансового университета при правительстве Виктор Попов. «Так поспешно принимать подобные важные стратегические решения нельзя», – сказал экономист «Газете.Ru».

http://www.gazeta.ru/

Рейтинги надежности негосударственных пенсионных фондов
Алмазная осень A
Атомгарант A+
Благосостояние A++
Большой пенсионный фонд A
Газфонд A++
КИТ Финанс НПФ A+
ЛУКойл-Гарант A++
Национальный НПФ A+
Нефтегарант A
НПФ ВТБ Пенсионный фонд A+
НПФ Райффайзен A+
НПФ Сбербанка A++
НПФ Сургутнефтегаз A++
НПФ Транснефть A++
НПФ электроэнергетики A++
НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ» A
НПФ «ОПФ» A
НПФ «СберФонд РЕСО» A
НПФ «Телеком-Союз» A++
НПФ «УРАЛСИБ» A
Оренбургский НПФ «Доверие» A
Первый национальный ПФ A
Промагрофонд A+
Ренессанс Жизнь и Пенсии A+
СтальФонд A+
ТНК-Владимир A+
Ханты-Мансийский НПФ A
Rambler's Top100 Google+ Блог основателя проекта