Пенсионная реформа пошла в обход концепции

25.09.2012

Минтруд продублировал свои инициативы 
За три дня до внесения в правительство проекта концепции развития
пенсионной системы, пока не согласованного с экономическим блоком, Минтруд внес в правительство законопроект, предлагающий легализовать отдельные положения концепции. В виде законопроекта предложения Минтруда участникам пенсионного рынка понравились не больше прежнего.

 

Проект закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования обязательного пенсионного страхования" (есть в распоряжении "Ъ"), официально внесен в правительство 17 сентября, сообщили "Ъ" в пресс-службе Минтруда. Законопроект касается именно тех положений концепции развития пенсионной системы до 2030 года (внесена в правительство 20 сентября), которые, по расчетам ее разработчиков, должны в наибольшей степени способствовать снижению дефицита Пенсионного фонда России — постепенного увеличения ожидаемого периода выплат трудовой пенсии по старости ("возраста дожития"), реформы пенсий сотрудников вредных производств и самозанятых граждан. Все эти вопросы законопроект трактует в точном соответствии с положениями концепции (см. "Ъ" от 24 сентября). Так, для самозанятых граждан предлагается поэтапное увеличение фиксированного размера страховых взносов; "возраст дожития" также предлагается поэтапно поднять с 18 лет до 21 года; для работодателей сотрудников вредных производств предлагается установить такие же, как в концепции, дополнительные тарифы страховых взносов. 

В пресс-службе Минтруда "Ъ" пояснили, что проект подготовлен "в целях оптимизации дефицита бюджета ПФР и полного финансового обеспечения пенсионных выплат отдельных категорий граждан". На вопрос "Ъ", почему законопроект был внесен в правительство до полного согласования с ним стратегии пенсионной реформы (концепцию не поддерживают Минфин, Минэкономики и Федеральная служба по финансовым рынкам), в Минтруде не ответили. 

В любом случае, согласование законопроекта пока не обещает быть более беспроблемным, чем согласование концепции. Вчера заместитель директора департамента пенсионного обеспечения Минтруда Павел Прохоров представил законопроект на заседании рабочей группы по социальному страхованию, социальной защите, отраслям социальной сферы Российской трехсторонней комиссии. По словам участников заседания, обсуждение было достаточно бурным. 

Наибольшие споры вызвала мера по введению дополнительного тарифа страховых взносов в отношении страхователей, имеющих рабочие места, включенные в списки вредных и опасных и особо вредных и опасных производств, признает пресс-служба Минтруда. 

Предложения Минтруда сводятся к следующему: за тех, кто занят на особо вредных и опасных рабочих местах (список N1), работодатели должны будут дополнительно уплачивать 4%, 6% и 9% в 2013-м, 2014-м и 2015 году соответственно; для работников вредных и опасных мест (список N2) отчисления увеличатся на 2%, 4% и 6%. Эти взносы предлагается направлять на солидарную часть пенсии. Это, по мнению многих участников заседания, позволит использовать средства, полученные сейчас от будущих пенсионеров-"вредников", для текущих выплат, но поставит под угрозу гарантированное соблюдение их собственных пенсионных прав через 15-20 лет. "Необходим персонифицированный учет, чтобы непосредственно работники вредных предприятий получали эти средства",— считает управляющий директор управления рынка труда и социального партнерства Российского союза промышленников и предпринимателей Марина Москвина. "Пока не ясно, как будет осуществляться персональный учет отчислений для каждого сотрудника",— соглашается председатель совета НПФ "Европейский пенсионный фонд" Евгений Якушев. "Неправильно вводить дополнительный тариф без предварительного пересмотра списков и аттестации рабочих мест",— уверен президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Константин Угрюмов. Концепция Минтруда такую аттестацию предполагает, но говорится об этом в разделе, посвященном страхованию риска потери трудоспособности, которое со временем должно заменить досрочные пенсии "по вредности". В законопроекте о такой аттестации ничего не говорится. 

В целом законопроект Минтруда участники рынка оценивают как попытку оперативно решить отдельные проблемы ПФР. "Меры, предлагаемые в данном законопроекте, направлены, в первую очередь, на сокращение дефицита ПФР",— говорит госпожа Москвина. "Я не вижу ничего предосудительного в предлагаемых мерах, если отчисления работодателей за "вредников" будут учитываться на персональных счетах работников",— уточняет гендиректор управляющей компании "Капиталъ" Вадим Сосков. 

Мария Яковлева
Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2029806

Рейтинги надежности негосударственных пенсионных фондов
Алмазная осень A
Атомгарант A+
Благосостояние A++
Большой пенсионный фонд A
Газфонд A++
КИТ Финанс НПФ A+
ЛУКойл-Гарант A++
Национальный НПФ A+
Нефтегарант A
НПФ ВТБ Пенсионный фонд A+
НПФ Райффайзен A+
НПФ Сбербанка A++
НПФ Сургутнефтегаз A++
НПФ Транснефть A++
НПФ электроэнергетики A++
НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ» A
НПФ «ОПФ» A
НПФ «СберФонд РЕСО» A
НПФ «Телеком-Союз» A++
НПФ «УРАЛСИБ» A
Оренбургский НПФ «Доверие» A
Первый национальный ПФ A
Промагрофонд A+
Ренессанс Жизнь и Пенсии A+
СтальФонд A+
ТНК-Владимир A+
Ханты-Мансийский НПФ A
Rambler's Top100 Google+ Блог основателя проекта