Глава ПФР: все заработанные пенсионные права будут сохранены

16.08.2012

Антон Дроздов. АрхивОбсуждение грядущей пенсионной реформы в России, старт которой намечен на 2013-2014 годы, в последние месяцы приводит к серьезным спорам в экспертном сообществе и вызывает немало вопросов у обывателей. О работе над концепцией долгосрочного развития пенсионной системы России до 2050 года, о судьбе накопительного компонента и росте пенсий в интервью РИА Новости рассказал глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов.

- Антон Викторович, что ждет россиян в связи с грядущей пенсионной реформой? В чем ее суть? Можно ли говорить о том, что это будет действительно реформа?

- Пенсионная реформа в постсоветский период произошла в России в 2002 году, когда была полностью изменена формула подсчета пенсионных прав граждан, введен единый социальный налог и накопительный компонент пенсионного страхования.

Вместе с тем некоторые ключевые задачи так и не были решены. Не был реформирован институт досрочных пенсий, не созданы корпоративные пенсионные системы, остался нерешенным вопрос о сбалансированности системы пенсионного страхования по доходам и расходам. Не были также предприняты все необходимые шаги для действительного развития накопительного компонента. Закон о выплатах пенсионных накоплений появился только в 2011 году. При этом нормативной базы, гарантирующей гражданам сохранность и доходность средств их пенсионных накоплений, нет до сих пор.

Таким образом, за 10 лет в пенсионной системе накопился целый пласт проблем. И теперь, разрабатывая долгосрочную стратегию развития, мы вынуждены находить решение этих вопросов. Можно ли назвать это реформой? На мой взгляд, это естественный процесс совершенствования системы.

- Министр труда и соцзащиты Максим Топилин неоднократно отмечал, что в первую очередь необходимо решить проблему дефицита бюджета Пенсионного фонда России. Как ПФР планирует сбалансировать свой бюджет?

- Очевидно, что дефицит бюджета ПФР, который в 2012 году превышает 1 триллион рублей, должен быть как минимум управляемым, а не растущим от года к году. Но эта задача решается не только внутри Пенсионного фонда. Ведь бюджет ПФР тесно увязан с федеральным бюджетом, он регулируется, исходя из общих бюджетных правил и подходов к обеспечению макроэкономической и социальной стабильности в стране.

Сейчас идет согласование с министерством финансов тех конкретных шагов, которые могут быть предприняты для решения этой задачи в перспективе 2013-2015 годов. При этом снижение дефицита пенсионной системы не может быть самоцелью. Нужна система, которая обеспечит граждан пенсией, адекватной их заработку и возможностям экономики. Чтобы уровень жизни пенсионеров не падал так значительно, как это происходит сейчас. Фактически, с одной стороны, перед нами стоит задача предложить меры, которые снизят нагрузку на бюджет, с другой - необходимо, чтобы эти меры были увязаны с долгосрочными решениями по развитию пенсионной системы.

- Пенсионный фонд, Минтруд и Минфин понимают, за счет чего можно снизить дефицит пенсионной системы?

- Между профильными министерствами есть консенсус по ряду мер. Первая касается самозанятого населения. Сейчас индивидуальные предприниматели, фермеры, адвокаты, нотариусы и другие платят чуть более 14 тысяч рублей в год, что в несколько раз меньше, чем платят страхователи в среднем за наемного работника (22% от годового заработка до 512 тысяч рублей и 10% сверх этого предела - прим. ред.). Получается, что и пенсионные права у этой экономически активной части населения формируются недостаточные. Есть предложение увеличить пенсионные платежи представителей самозанятого населения примерно в два раза. Это позволит им сформировать трудовую пенсию хотя бы в минимальном размере.

Еще одна мера - отказ от льготных тарифов страховых взносов после завершения периода действия этих льгот для отдельных категорий страхователей, которые в основном заканчиваются в 2014-2015 годах. На мой взгляд, если есть необходимость поддержать отдельные отрасли и секторы, то лучше это делать через субсидии, а тариф платить в полном объеме.

При этом, стоит отметить, в 2013-2015 годах будет действовать та же ставка тарифа в ПФР, что и в 2012 году - 22%.

Другой важнейший момент - поэтапное введение дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей, имеющих работников на вредных и опасных производствах.

Но есть и такие меры, дискуссия по которым в настоящее время продолжается. Минфин предлагает увеличить минимальный стаж, дающий право на трудовую пенсию, с 5 до 10 лет, но мы понимаем, что существенной экономии она не даст.

Минфин также предлагает пересмотреть подходы по индексации пенсий, что может привести к снижению уровня пенсий и социальных пособий по отношению к росту средней заработной платы и величине прожиточного минимума пенсионера. Мы с этим согласиться не можем. Тем более  что в правительстве уже объявлено о том, что в 2013-2015 годах общий уровень роста трудовых пенсий составит 45%. При изменении действующих правил обеспечить такую индексацию не получится.  

Дискуссия идет вокруг вопросов совершенствования накопительного компонента.

- Единогласия в вопросе накопительной части пенсии, похоже, нет ни среди ведомств, ни среди экспертов?

- Накопительная часть пенсии по обязательному страхованию в своем нынешнем виде пока не стала страховкой от бедности. Формирование пенсионных прав в распределительной системе идет более высокими темпами по сравнению с доходностью от инвестирования средств пенсионных накоплений. Сравните: в 2004-2011 годах инфляция в Российской Федерации составила 215%, при этом индексация страховой части пенсии - 337%, а доход от инвестирования пенсионных накоплений государственной управляющей компанией - 149%. Результаты инвестирования негосударственными пенсионными фондами в среднем чуть лучше - 159%, но все они ниже инфляции. Получается, что у граждан, имеющих накопительную часть, пенсионные права формируются вдвое меньшими темпами, чем по страховой частиа накопленные средства обесценились.

Расчеты показывают, что накопительная часть будет относительно значима для граждан, выходящих на пенсию только ближе к 2040 году, когда ее доля в трудовой пенсии приблизится к уровню примерно в 18%. До этих пор основную нагрузку по пенсионному обеспечению будет нести солидарная система (когда пенсии пенсионерам платятся из страховых взносов за работающих граждан и за счет средств федерального бюджета - прим. ред.). Поэтому, сейчас важна сбалансированность именно солидарной части, чтобы она не уменьшалась быстрыми темпами.

- В правительстве обсуждают снижение ставки на накопительную часть до 2%, при этом предлагается отправить 4% в солидарную часть бюджета Пенсионного фонда. Обсуждается также возможность направления этих 2% на развитие корпоративных пенсионных программ. Что Вы думаете об этом предложении?

- Я считаю, что в нашей стране обязательная накопительная система во многом играет переходную роль. И насколько она оптимальна для экономики - должно ли это быть 6% страхового тарифа, 4% или 2% - необходимо определиться.

Никто не говорит, что накопительный компонент необходимо «убивать», но его нужно развивать. Мы считаем, что его надо выводить в корпоративный или добровольный формат, либо оптимизировать. Оптимизация, как один из обсуждаемых вариантов, - это снижение размера страхового тарифа на накопительную часть. Кроме того, есть предложение дать людям возможность сделать выбор: полностью перейти в солидарную систему или часть страховых взносов направлять в накопительный компонент.

Есть и другой вариант: сделать накопительный компонент обязательным для граждан после достижения ими определенного, достаточно высокого уровня доходов. Это предложение, кстати, показывает, что эксперты прекрасно понимают: для низкооплачиваемых слоев накопительная система эффективно не заработает. Мы эти варианты в настоящее время изучаем и анализируем.

Что касается корпоративных и добровольных пенсионных программ, они более эффективны, чем обязательная накопительная, принудительная система. Надо стремиться к тому, чтобы развивать корпоративные добровольные пенсионные системы, надо законодательно стимулировать этот процесс. Гражданам также необходимо предоставить больше цивилизованных  возможностей по формированию личных пенсионных накоплений, допуску на этот рынок страховых компаний и банков. Сейчас ведется работа над законом по расширению пенсионных и страховых продуктов, и мы работаем над ним вместе с участниками страхового рынка, негосударственными пенсионными фондами, Минфином и Федеральной службой по финансовым рынкам.

- Если дать право выбора, то сколько, по вашим оценкам, людей перейдет полностью в солидарную систему?

- Мы считаем, что до 70% граждан. У нас очень высокий уровень дифференциации заработной платы в стране. Около 75% работающих получают зарплату ниже средней по экономике. Для этих людей формирование накопительной части пенсии в обязательном порядке, как это происходит сейчас, не является значимым. Они смогут поручить себя заботам государства и формировать свою будущую пенсию по обязательному пенсионному страхованию в солидарной системе. А те, кто получает высокую зарплату, смогут активно инвестировать свои накопления, в том числе и добровольные, как это происходит и сегодня.

- Если мы принимаем эти варианты, что будет с тем багажом пенсионных накоплений, который уже сформировался?

- Все накопления останутся за гражданами и будут продолжать инвестироваться, а при решении гражданина выйти на пенсию - будут ему выплачиваться в виде накопительной части пенсии или пенсионной выплаты. То есть все пенсионные права сохранятся и все пенсионные накопления будут учтены при назначении им пенсии.  Никто ничего отбирать не собирается.

- Сейчас обсуждаются разные предложения по расширению перечня активов, в которые можно вкладывать пенсионные накопления. Где, по вашему мнению, пролегает эта грань между доходностью и надежностью вложений: какие бумаги стоит включить в этот список?

- Общий объем рынка пенсионных накоплений сейчас превышает 2 триллиона рублей. Не секрет, что их не удается в достаточных объемах размещать в инфраструктурные и инвестиционные проекты, в основном эти средства вкладываются в госбумаги. И здесь, конечно, объем нашего рынка тесноват для действующего уровня накопительной системы - сегодня уже пенсионные накопления превышают треть рынка РТС. Отсюда и предложения по оптимизации этих процентов и развитию корпоративных систем.

При этом, конечно, мы считаем, что средства пенсионных накоплений должны регламентироваться отдельной законодательной базой. В том числе, чтобы снять с государства те риски, которые сейчас на нем лежат в связи с инвестированием пенсионных средств частными институтами.

- Вернемся к досрочникам - работникам вредных производств. Насколько может быть увеличен тариф для их работодателей? И какой это даст эффект?

Сейчас страхователи уплачивают за таких работников взносы по общеустановленному тарифу. Люди досрочно выходят на пенсию, а выплаты им идут из солидарной системы за счет пропорционального снижения пенсий всем остальным пенсионерам. А это,по мнению  наши социальных партнеров-профсоюзов, несправедливо.

Эксперты и министерства сходятся в том, что начинать нужно с повышения тарифа для работодателей в 2013 году на 2-4% в зависимости от категории рабочего места с поэтапным повышением. В 2014 году - на 4-6% , в 2015 году - на 6-9%. Эта мера даст двойной эффект: позволит уменьшить дефицит бюджета ПФР и будет стимулом для работодателей к сокращению и модернизации рабочих мест с вредными и опасными условиями труда.

Есть более радикальные предложения: сразу увеличить тариф на 6% и 9% по этим спискам, но тогда необходимо определить механизмы вывода досрочников в корпоративную систему и создавать этот институт. Не исключено, что оба сценария могут быть синхронизированы. Мы должны предоставить работодателям возможность выбора: либо они платят повышенный тариф по страховым взносам, либо они создают корпоративную программу для своих сотрудников, работающих на вредных и опасных рабочих местах. Не исключено, что для работодателей, которые выведут своих досрочников в корпоративные программы, будут предусмотрены и налоговые льготы.

- В контексте реформирования института досрочных пенсий возникает вопрос об учителях и врачах, которые также имеют право на досрочный выход на пенсию за счет выслуги лет.

- Льготные стажевые пенсии для врачей и учителей когда-то были компенсацией их низкой заработной платы. Учитывая, что средний возраст работающих сегодня учителей составляет 52 года, врачей - 46, нормальной практикой стало продолжать работать после выхода на пенсию. А пенсионные выплаты фактически являются прибавкой к зарплате. Сейчас правительство реализует меры по существенному повышению зарплаты учителям, врачам и другим категориям льготников-бюджетников. Эти процессы - реформирование института досрочных пенсий и повышение уровня заработной платы - должны быть синхронизированы.

Но при этом для всех досрочников: и с вредных производств, и для бюджетников,  будет действовать принцип - все пенсионные права, которые уже сформированы, останутся за гражданами.  Самое главное - никто никаких заработанных пенсионных прав отбирать не собирается. Если у человека есть хотя бы один день специального стажа для специального права на досрочную пенсию, он уже вошел в систему и приобретает права, их просто "обнулять" никто не собирается. Такой задачи никто не ставит.

Вы могли бы озвучить промежуточные итоги по сбору страховых взносов в 2012 году?

- Мы план пока перевыполняем. За 7 месяцев уже собрано 61,1% планового годового объема, но страховые взносы по месяцам поступают неравномерно, то есть пока идем с некоторым опережением графика. Собрано 1,7 триллиона рублей при годовом плане 2,7 триллиона рублей.

ria.ru

Рейтинги надежности негосударственных пенсионных фондов
Алмазная осень A
Атомгарант A+
Благосостояние A++
Большой пенсионный фонд A
Газфонд A++
КИТ Финанс НПФ A+
ЛУКойл-Гарант A++
Национальный НПФ A+
Нефтегарант A
НПФ ВТБ Пенсионный фонд A+
НПФ Райффайзен A+
НПФ Сбербанка A++
НПФ Сургутнефтегаз A++
НПФ Транснефть A++
НПФ электроэнергетики A++
НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ» A
НПФ «ОПФ» A
НПФ «СберФонд РЕСО» A
НПФ «Телеком-Союз» A++
НПФ «УРАЛСИБ» A
Оренбургский НПФ «Доверие» A
Первый национальный ПФ A
Промагрофонд A+
Ренессанс Жизнь и Пенсии A+
СтальФонд A+
ТНК-Владимир A+
Ханты-Мансийский НПФ A
Rambler's Top100 Google+ Блог основателя проекта